Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
при участии представителей посредством видеоконференцсвязи:
от ФГУП "НТЦ "Компас":
от ООО "ЮК "ЮРИСТАТ":
рассмотрев жалобу ООО "ЮК "ЮРИСТАТ" (далее также - Заявитель)
на действия ФГУП "НТЦ "Компас" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание юридических услуг по реализации комплекса организационных и правовых мероприятий по оспариванию положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" за 2018-2020 гг. объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0006012:1005 по адресу: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, дом 77 (реестровый N 32009101416) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необъективной оценке заявки победителя Конкурса, в установлении в Конкурсной документации неправомерных критериев оценки заявок участников, а также в неправомерном начислении баллов Заявителю по критерию цена договора.
Также Заявитель указывает на возможное наличие сговора между победителем и Заказчиком.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Как следует из доводов жалобы, Заявитель указывает на необъективную оценку заявки победителя, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, оказание юридических услуг не является ни основным, ни дополнительным видом деятельности ООО "Айсиджиэм межрегиональная консалтинговая группа" (далее - МКГ"), что ставит под сомнение правомерность начисления указанному участнику баллов по критериям "Квалификация участника" и "Квалификация коллектива участника, его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)".
Также Заявитель указывает на недопустимость подкритерия "Долгосрочный опыт исполнения договоров, до даты подачи заявки на участие в открытом запросе предложений по оказанию услуг по вопросам исчисления, уплаты и возврата имущественных налогов" и подкритерия "Наличие в штате организации сотрудников, обладающих одновременно как успешным опытом оказания услуг по возврату излишне уплаченных сумм налогов, так и имеющих высшее юридическое и (или) экономическое образование и (или) стаж работы в должности юриста и (или) юрисконсульта и (или) экономиста и (или) аудитора". Также Заявитель указывает на допущение Заказчиком арифметической ошибки при оценке его заявки по критерию "Цена договора".
На заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов процедуры N 32009101416 от 29.05.2020 участнику ООО "МКГ" по итогам ранжирования заявок присвоено 65,05 баллов.
Комиссией на заседании была оценена заявка победителя и установлено, что ООО "МКГ" в составе заявки были представлены документы, свидетельствующие о наличии у него права оказывать юридические услуги, а также подтверждающие соответствие установленным Заказчиком критериям оценки заявок участников, в связи с чем Комиссия пришла к выводу, что заявка победителя была оценена Заказчиком правомерно на основании представленных документов и в соответствии с требованиями Документации.
Необходимо отметить, что все доводы Заявителя о необъективности оценки заявки победителя сводятся к отсутствию в ЕГРЮЛ записи об оказании ООО "МКГ" юридических услуг.
Между тем Комиссия отмечает, что Общество с ограниченной ответственностью может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества (п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 No14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", (далее - Закон об ООО).
Перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в уставе общества, предусмотрен п. 2 ст. 12 Закона об ООО. Виды деятельности в этом перечне не упомянуты.
Вместе с тем устав общества может содержать иные положения, помимо предусмотренных п. 2 ст. 12 Закона об ООО, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам. Поэтому внесение в устав сведений о видах деятельности является правом, а не обязанностью общества.
При этом ответственности за невнесение в устав общества сведений о видах осуществляемой деятельности законодательством не предусмотрено. Вне зависимости от того, указан ли конкретный вид деятельности в уставе общества и внесен ли он в ЕГРЮЛ, общество вправе осуществлять этот вид деятельности, если это не противоречит закону либо уставу общества (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2015 г. N Ф04-20762/15 по делу N А27-11510/2014, ФАС Московского округа от 18.12.2008 N КА-А41/11919-08, ФАС Центрального округа от 14 января 2010г.по делу N А09-1697/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от26.10.2009 N А53-27009/2008-С5-34).
Лишь в том случае, когда общество в добровольном порядке ограничило в уставе предмет и цели своей деятельности и новый вид деятельности общества противоречит этому предмету и целям, оно не вправе осуществлять новый вид деятельности,противоречащий этому предмету и целям, до внесения соответствующих изменений в устав. В рассматриваемой ситуации, как следует из заявки победителя, устав общества содержит открытый перечень видов деятельности, которые может осуществлять организация.
Следовательно, вносить изменения в устав в связи с изменением перечня осуществляемых видов деятельности победителю не требуется.
В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что выписка из ЕГРЮЛ ООО "МКГ" не содержит сведений о соответствующим коде ОКВЭД, что лишает общества права оказывать юридические услуги и из чего следует, что его заявка оценена Заказчиком неправомерно, не находят своего фактического подтверждения, в связи с чем признаются необоснованными.
В части оспаривания Заявителем положений Документации, Комиссия отмечает следующее.
Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке или неодержания им победы в такой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие
в Закупке, подал жалобу на действия Заказчика 03.06.2020.
В соответствии с информацией по реестровому N 32009101416, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) дата и время окончания подачи заявок 29.04.2020 в 11:00.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки
в соответствии с условиями Документации.
Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Документации.
Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, "действия в обход закона" с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Конкурсной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке.
На основании изложенного, Комиссия приняла решение об оставлении без рассмотрения доводов жалобы на положения Документации.
Относительно довода Заявителя о допущении Заказчиком арифметической ошибки при оценке его заявки по критерию "Цена договора" Комиссия установила, что такая ошибка действительно имела место.
Так, в соответствии с протоколом оценка заявки Заявителя по критерию "Цена договора" составила 39,24 балла, в свою очередь, по правилам математического округления итоговый балл Заявителя по названному критерию должен составлять 39,25.
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с наличием технической ошибки в протоколе в части указания итогового балла заявки Заявителя по критерию "Цена договора".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
При таких обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях Заказчика факт нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках и признает обоснованным довод жалобы Заявителя в указанной части.
Вместе с тем обязательное к исполнению предписание Заказчику не выдается, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты Запроса предложений. Кроме того, Заказчиком по результатам проведения процедуры заключен договор с соблюдением законодательных сроков.
В части довода Заявителя о возможном наличии в действиях Заказчика картельного сговора с ООО "МКГ", Комиссия поясняет, что не наделена полномочиями по рассмотрению доводов жалоб в соответствии со статьями 11, 17 Закона о защите конкуренции, в рамках осуществления полномочий по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. При этом Комиссия обращает внимание, что Заявитель не лишен возможности направить в антимонопольный орган соответствующую жалобу в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЮК "ЮРИСТАТ" (ОГРН: 5147746292557, ИНН: 7736683951) на действия ФГУП "НТЦ "Компас" (ОГРН:1037739001860, ИНН:7733026852) при проведении Закупки обоснованной в части неправомерной оценки по критерию "Цена договора", в части неправомерной оценки заявки ООО "МКГ" - необоснованной, в остальной части оставить без рассмотрения.
Установить в действиях ФГУП "НТЦ "Компас" нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
Обязательное к исполнению предписание ФГУП "НТЦ "Компас" не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2020 г. N 077/07/00-9782/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.06.2020