Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступили материалы Транспортной прокуратуры Новосибирской области (вх. N 5453 от 12.03.2020 г), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО "Экспресс -пригород" при проведении закупки 31908400096.
АО "Экспресс-пригород" осуществляет свою закупочную деятельность на основании норм Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, а также Положения о закупках.
15.10.2019 г. в единой информационной систем в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении торгов в форме запроса котировок на право заключения договора поставки электропоездов постоянного тока ЭП2Д 8-ми вагонной составности.
Заказчик и организатор торгов- АО "Экспресс -пригород".
Начальная (максимальная) цена договора- 760 201 076 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок- 28.10.2019 г.
Согласно закупочной документации, поставка товара должна быть не позднее 30.11.2019 г.
В соответствии с протоколом от 28.10.2019 г. на участие в торгах была подана единственная заявка- ОАО "Демиховский машиностроительный завод".
08.11.2019 г. между АО "Экспресс-пригород" и ОАО "Демиховский машиностроительный завод" заключен договор N55407193789190001120001.
Как установлено органом прокурорского надзора, АО "Экспресс-Пригород" с заранее определенным юридическим лицом оговаривались скидки и порядок поставки товара, в январе 2019 году осуществлялись переговоры с конкретным поставщиком (ОАО "Демиховский машиностроительный завод"), направлялось техническое задание, в свою очередь ограничило конкуренцию.
В частности, согласно официальному ответу участника торгов ОАО "Демиховский машиностроительный завод" исх.N 2953 от 06.02.2020, переговоры о поставке электропоездов для нужд АО "Экспресс-пригород" между заказчиком и будущим участником торгов начались в январе 2019 г. (за десять месяцев до официального опубликования извещения о проведении торгов).
Технические требования были направлены данному хозяйствующему субъекту 31.01.2019 г. (исх. N 203АО "Экспресс-пригород").
Указанные электропоезда были изготовлены 28.10.2019 г.
01.11.2019 г. АО "Экспресс-пригород" направляет в командировку для принятия поездов сотрудников __. (приказы 297-хд), т.е. до подписания договора.
Вышеуказанное свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения между АО "Экспресс -пригород" и ОАО "Демиховский машиностроительный завод" которое было реализовано по следующий схеме.
- АО "Экспресс-пригород" на момент января 2019 г. испытывая нужду в закупке электропоездов постоянного тока ЭП2Д 8-ми вагонной составности, инициирует переговоры с конкретным хозяйствующим субъектом- торгов ОАО "Демиховский машиностроительный завод", которому не позднее 31.01.2019 г. были направлены технические требования по данной продукции.
- ОАО "Демиховский машиностроительный завод" в период с 31.01.2019 г по 28.10.2019 г. изготавливает указанную продукцию;
- 15.10.2019 г. АО "Экспресс-пригород" публично объявляет о проведении торгов (технические требования к товару становятся доступным остальным участникам рынка);
- 08.11.2019 г. между АО "Экспресс-пригород" и ОАО "Демиховский машиностроительный завод" заключен договор N55407193789190001120001 по результатам рассмотрения единственной заявки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
Основным инструментом антиконкурентного соглашения выступило приоритетное предоставление информации конкретному хозяйствующему субъекту, которое позволило выполнить требования закупочной документации.
Так, ОАО "Демиховский машиностроительный завод" потребовалось более 10 месяцев на изготовление требуемого товара, остальным участникам рынка на это было отведено менее одного календарного месяца.
Результатом реализации указанной схемы является получение ОАО "Демиховский машиностроительный завод" информации, недоступной остальным участникам товарного рынка, на котором действует указанный хозяйствующий субъект, что в свою очередь служит основанием для отнесения данной схемы к соглашению между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами стать поставщиком(подрядчиком, исполнителем).
Новосибирской транспортной прокуратурой был направлен запрос в адрес ООО "Уральские локомотивы".
В ответе (исх. N500-10-536 от 08.04.2020 г.) на данный запрос ООО "Уральские локомотивы" сообщило, что общество является изготовителем различных электровозов и электропоездов в т. ч. аналогичных ОАО "Демиховский машиностроительный завод".
Таким образом данный товарный рынок является конкурентным.
Одним из основных принципов закупок является прозрачность информации, обеспечения конкуренции, равноправия, отсутствие ограничения допуска к участию (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
В соответствии с вышеуказанной нормой права, заказчик, при осуществлении своей закупочной деятельности в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" обязан в равной степени соблюдать обеспечения конкуренции, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Ущемление какого-либо из указанных принципов в пользу другого недопустимо.
Умышленное предоставление преимущества при проведении закупки не только создает благоприятные условия для возникновения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, которые признаются картелем в толковании ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", но и являются соглашением, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников (в толковании п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
На основании изложенного издан Приказ от 11.06.2020 г. N 96 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом "Экспресс-Пригород" (ИНН 5407193789, ОГРН 1025403194277, место нахождения: ул. Дмитрия Шамшурина, д. 41, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630004); открытым акционерным обществом "Демиховский машиностроительный завод" (ИНН 5073050010, место нахождения: д. Демихово, Орехово-Зуевский район, Московская область, 142632) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясьчастью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N 054/01/17-1023/2020 к рассмотрению
на 16.07.2020в11-00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 915. Регистрация ответчика в кабинете 1108.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/17-1023/2020в качествеответчиков:
- акционерное общество "Экспресс-Пригород" (ИНН 5407193789, ОГРН 1025403194277, место нахождения: ул. Дмитрия Шамшурина, д. 41, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630004);
- открытое акционерное общество "Демиховский машиностроительный завод" (ИНН 5073050010, место нахождения: д. Демихово, Орехово-Зуевский район, Московская область, 142632)3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/16-944/2020 в качествезаявителя Прокуратуру Ленинского района города Новосибирска (ул. Планировочная, 5, г. Новосибирск, 630100).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 054/01/17-1023/2020 в качествезаявителя Новосибирскую транспортную прокуратуру (ул. 1905 года, д. 2, г. Новосибирск, 630132).
4. Ответчикамв срок до 08.07.2020года представить объяснения по существу дела.
Явка ответчика по делу или его представителей (с доверенностьюна участие в рассмотрении дела N 054/01/17-1023/2020, предоставляющей, в том числе, право участия в производстве по делу об административном правонарушении, получения приглашения на составление протокола об административном правонарушении, а также право подписания протокола об административном правонарушении) обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 июня 2020 г. N 054/01/17-1023/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2020