Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Чистый город".
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования N 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования N 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания N 1638/16).
Тариф для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для ООО "Чистая среда" на 2020 год установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 30.12.2019 N 47-8 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для общества с ограниченной ответственностью "Чистый город на 2020 год" составляет с 01.01.2020 по 31.12.2020 - 561,77 руб./куб. м. без НДС.
Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год органом регулирования учтена при утверждении единого тарифа для ООО "Чистый город" в размере 958 396,74 тыс. руб.
Основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки регионального оператора 2020 года приходится на расходы транспортирование ТКО, которые составляют более 78,3 % от НВВ, оставшаяся часть расходов приходится на обработку и захоронение, которые составляют 10,7 % от НВВ, и на собственные расходы регионального оператора ООО "Чистый город", которые составляют 10,9 % от НВВ.
ООО "Чистый город" является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Курганской области.
1. Расходы на транспортирование ТКО.
Органом регулирования в составе единого тарифа на услуги регионального оператора ООО "Чистый город" учтены расходы на транспортирование ТКО в размере 750 644,87 тыс. руб. согласно договорам, заключенным с ООО "Компания "Экосистема".
Данные договоры заключены на основании протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, в связи с тем, что аукционы признаны несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционах подана только одна заявка на участие.
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила проведения торгов N 1133), цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Правил проведения торгов N 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов N 1133.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения торгов N 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных: а) подпунктом "а" пункта 3 Правил проведения торгов N 1133 , - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора; б) подпунктом "б" пункта 3 Правил проведения торгов N 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услугу по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила проведения торгов N 1133) настоящие Правила проведения торгов N 1133 устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.
Таким образом, данные Правила проведения торгов N 1133 регламентируют порядок проведения торгов, цена по которым при заключении договоров между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО в последствии подлежат анализу со стороны органа регулирования на предмет экономической обоснованности фактически сложившихся затрат.
Вместе с тем, при определении плановых расходов на транспортирование ТКО необходимо в первую очередь руководствоваться положениями Основ ценообразования N 484, Правил регулирования N 484 и Методических указаний N 1638/16.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования N 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования N 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями N 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Таким образом, регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний N 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования N 484.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования N 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования N 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
Поскольку по итогам проведения конкурсных процедур торги были признаны несостоявшимися, тем самым не способствовали установлению цены по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на экономически обоснованном уровне, Департаменту необходимо провести анализ расходов на транспортирование ТКО, учтенных в составе НВВ регионального оператора ООО "Чистый город" на 2020 год, на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги (при необходимости запросить дополнительные материалы со стороны регулируемой организации) и, в случае выявления экономически необоснованных расходов, исключить их из состава НВВ регионального оператора ООО "Чистый город", отразив подробный анализ и расчеты в экспертном заключении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктом "а" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 14 и 16 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, пункта 88 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16, при утверждении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Чистый город" на 2020 год.
2. Органу исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2020 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год для ООО "Чистый город", а именно:
- провести анализ расходов на транспортирование ТКО, учтенных в составе НВВ регионального оператора ООО "Чистый город" на 2020 год, на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги (при необходимости запросив дополнительные материалы со стороны регулируемой организации) с учетом пункта 1 мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробный анализ и расчеты в экспертном заключении.
3. Выявленные по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания экономически необоснованные расходы исключить из состава НВВ регионального оператора ООО "Чистый город" 2020 года в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования N 484.
4. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Курганской области исключить из состава необходимой валовой выручки ООО "Чистый город" 2020 года иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению согласно пунктам 2-3 резолютивной части настоящего предписания.
5. Органу исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2020 принять и ввести в действие решение о пересмотре единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и долгосрочных параметров регулирования для ООО "Чистый город" 2020 г. с учетом требований, предусмотренных пунктам 2-4 резолютивной части настоящего предписания.
6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 - 6 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертного заключения органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Чистый город"" 2020 года.
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.06.2020