по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЛИДЕР-СТРОЙ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
08.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - "...".,
членов Комиссии:
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО "Лидер-Строй": "...",
ПАО "Туполев": "...",
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "ЛИДЕР-СТРОЙ" от 29.05.2020 N 05 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Туполев" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: "Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО "Туполев", г. Москва" (извещение N 32008958052), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ЛИДЕР-СТРОЙ" (далее - Заявитель) от 29.05.2020 N 05 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Туполев" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: "Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО "Туполев", г. Москва" (извещение N 32008958052) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГК "Ростех" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурс, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 05.03.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 371 339 250 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 23.03.2020;
Дата подведения итогов Конкурса - 06.04.2020;
На участие в Конкурсе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Документации.
В ходе заседания 08.06.2020 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 09.06.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение не заключать договор с Заявителем, заявка которого признана соответствующей требованиям Документации и провести повторную процедуру закупки.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно подпункту 11.8.1(10) Положения о закупке конкурентная закупка признается несостоявшейся, если по результатам рассмотрения заявок (отборочная стадия), поданных на конкурентный способ закупки (подп. 12.8.14(2) Положения), закупочной комиссией (далее - ЗК) принято решение о признании только 1 (одной) заявки соответствующей требованиям извещения, документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 11.8.7 Положения о закупке в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся по основаниям, указанным в подпунктах 11.8.1(10), 11.8.1(16), 11.8.1(18) Положения о закупке и принятия ЗК решения о соответствии указанной заявки и участника процедуры закупки всем установленным требованиям, ЗК вправе:
1. принять решение о заключении договора с участником закупки, в отношении которого ЗК было принято решение о соответствии участника процедуры закупки и его заявки и всем установленным требованиям (п. 11.7.4 Положения);
2. принять решение о проведении повторной закупки;
3. отказаться от проведения закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 29.05.2020 N 31908571568-02 (далее - Протокол) на участие в конкурсе подана одна заявка Заявителя, признанная соответствующей требованиям документации. При этом согласно Протоколу закупку несостоявшейся, так как требованиям документации о закупке соответствует только одна заявка, поданная на участие в закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил Документы и пояснил, что Заказчиком принято решение о проведении повторной процедуры на основании требований Положения о закупках, поскольку заявка Заявителя признана единственной соответствующей требованиям Документации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям Документации.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседание Комиссии ФАС не представил доказательств опровергающих довод Жалобы.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего положения о праве Заказчика не заключать договор в случае признания Конкурса несостоявшимся (при наличии хотя бы одной заявки) Положения о закупках, нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Дополнительно сообщаем, что текст Жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Лидер-Строй" (ИНН: 6213009640, ОГРН: 1106215000946) от 29.05.2020 N 05 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Туполев" (ИНН: 7705313252, ОГРН: 1027739263056) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: "Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО "Туполев", г. Москва" (извещение N 32008958052) обоснованной.
Признать в действиях ПАО "Туполев" нарушение части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ПАО "Туполев" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.06.2020 N 223-ФЗ-440/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2020 г. N 223-ФЗ-440/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.06.2020