по результатам рассмотрения жалобы ООО "Союзинтегро" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
09.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "ЕЭТП": <...> (доверенность от 03.02.2020 N 264),
ООО "Союзинтегро": <...> (доверенность от 08.06.2020 б/н),
представители АО "НПК "Дедал" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о рассмотрении жалобы посредством видеоконфренц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО "Союзинтегро" от 02.06.2020 N СИ-0252 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания (извещение N 32009179507), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Союзинтегро" (далее - Заявитель) от 02.06.2020 N СИ-0252 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" (далее - Оператор) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания (извещение N 32009179507) (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность АО "НПК "Дедал" (далее - Заказчик) регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГК "Росатом" (далее - Положение о закупках).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом специализированной торговой секции для проведения закупок в электронной форме АО "Единая электронная торговая площадка", утвержденным <...> АО "ЕЭТП" <...> (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Запроса котировок, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 25.05.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 548 179,16 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 02.06.2020;
На участие в Запросе котировок подано - 5 заявок;
К участию в Запросе котировок допущено - 5 заявок;
Дата подведения итогов - 08.06.2020;
Победителем Запроса котировок признан участник ООО "Атри-групп" (далее - Победитель) с предложением о цене договора - 454 140 рублей.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств используемых при проведении Запроса котировок, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Запросе котировок.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из жалобы Заявителя следует, что 01.06.2020 Оператором неправомерно возвращена заявка на участие в Запросе котировок, в связи с отсутствием на лицевом счете Заявителя денежных средств, достаточных для платы за участие в закупке в размере 1600 рублей. Вместе с тем, из представленных доказательств следует, что на лицевом счете Заявителя имелись денежные средства в указанном размере.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что у Заявителя на сайте Оператора имеются два учетных профиля организации: для участия в закупках с ограничением только для субъектов малого и среднего предпринимательства и для участия в закупках без такого ограничения. При этом, учитывая, что денежные средства Заявителя находились на лицевом счете Заявителя, предназначенном для участия в закупках с ограничением только для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также тот факт, что Запрос котировок проводился без ограничений по субъектному составу (среди любых лиц) и у Заявителя на специальном счете в личном кабинете для участия в закупках без ограничений по субъектному составу отсутствовали денежные средства, достаточные для платы за участие в закупке, Оператором осуществлен возврат заявки Заявителя на основании пункта 15.12 Регламента.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что участником создан личный кабинет с соответствующим лицевым счетом на сайте Оператора до законодательного разграничения от 31.12.2017 порядков проведения закупок с ограничением только для субъектов малого и среднего предпринимательства и без такого ограничения. При этом 01.06.2020 Заявителем получена аккредитация на сайте Оператора для участия в закупках с ограничением только для субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, сформирован второй личный кабинет Заявителя для участия в закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате чего, имеющийся у Заявителя лицевой счет перенесен Оператором электронной площадки во второй личный кабинет Заявителя для участия в закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом согласно части 13 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Специальный счет).
На основании вышеизложенного, Законом о закупках предусмотрен особый порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на Специальный счет и не предусмотрен самостоятельный перенос Оператором сведений о лицевом счете участника закупки при его аккредитации на сайте Оператора для участия в закупках с ограничением только для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, действия Оператора, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Запроса котировок, нарушают требования части 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Союзинтегро" (ИНН: 7716694017; ОГРН: 1117746565782) от 02.06.2020 N СИ-0252 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" (ИНН: 7707704692; ОГРН: 1097746299353) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания (извещение N 32009179507) обоснованной.
Признать в действиях АО "ЕЭТП" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать АО "НПК "Дедал", АО "ЕЭТП" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 09.06.2020 N 223-ФЗ-442/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2020 г. N 223-ФЗ-442/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.06.2020