Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
_.
рассмотревпосредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЦЛД-Эксперт" на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Родильный дом N 7"при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям (извещение N 32009121317),
в присутствии представителей:
_
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ЦЛД-Эксперт" (вх. N 9513 от 01.06.2020 года) на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Родильный дом N 7"при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям (извещение N 32009121317).
Заявитель сообщает следующее (вх. N 9513 от 01.06.2020 года):
В процедуре закупки электронного аукциона N 32009121317 на Оказание услуг по бактериологическим исследованиям, размещенной Заказчиком 29.04.2020 г., нарушен, как алгоритм проведения электронного аукциона в соответствии с 223-ФЗ, так и требования Положения о закупке, утвержденного Заказчиком.
Процедура торгов содержала следующие нарушения:
1. Не установлен шаг аукциона
Шаг аукциона прописывается в положении о закупках и затем указывается в документации.
Варианты:
1. Фиксированный. Примеры: 1000 рублей, 5% от НМЦ (начальная минимальная цена).
2. Плавающий. Пример: от 0,5% до 5-2% от НМЦ. Наиболее популярный и доказавший свою эффективность шаг. Заказчик ограничивает процентами, либо фиксированными суммами ценовой диапазон, в котором участники могут делать свои предложения.\x{2003}
3. С понижением шага при отсутствии предложений. Пример: шаг 5%, если участники не сделали ставку, шаг снижается на 0,5%. Наиболее популярный в бумажных аукционах - неэлектронных. В положении должна быть процедура, которая описывает, какие действия предусмотрены в случае отсутствия ставок.
На площадке Заказчиком не был установлен ни один из вариантов, хотя в их Положении о Закупке, утвержденном от 30.12.2019 четко прописаны требования к процедуре электронного Аукциона:
"П. 6.8.28. Аукцион проводится путем снижения НМЦД, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Величина снижения НМЦД (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов НМЦД, но не менее чем сто рублей.
При проведении аукциона его участники подают предложения о цене договора, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах "шага аукциона".
2. Время приема ценовых предложений аукциона также нарушено Заказчиком.
Оно должно прописываться заказчиком в положении о закупке и документации и соответствовать на электронной площадке.
В положении Заказчика п. "6.8.31. При проведении аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене договора, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене договора, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене договора. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене договора, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения НМЦД или поступления последнего предложения о цене договора. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене договора не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
6.8.32. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с пунктом 6.8.31 Типового положения о закупке аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене договора, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене договора независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 6.8.30 Типового положения о закупке."
Ни в документации Заказчика, ни на функционале электронной площадки РТС- не было этого предусмотрено.
Заказчиком было установлено только время:
Дата начала торгов 19.05.2020 в 7-00 мск
Дата окончания 20.05.2020 в 10-00 мск
Ни шага, ни автоматического продления, ни второй фазы - Заказчиком - не было установлено. Данная процедура никак не может именоваться АУКЦИОНОМ, это скорее ПЕРЕТОРЖКА продолжительностью в 27 часов.
Отсутствие технической возможности подачи ценовых предложений, и именно торгов с продлением от последней ставки - позволило второму Участнику (Победителю) при 27 - часовом течении аукциона - победить со снижением 9%, поскольку его предложение было подано последним 20 мая в 09:59:53 по мск (за 7 секунд до окончания, тактично используя "технические ошибки Заказчика", либо имея информацию о специфике процедуры заранее, что позволило выбрать "тактику победителя", не снижаться до последних секунд и перебить нашу цену за 7 секунд до окончания "торгов"). В то время, как с 19 мая с 07:45:43 мск наша цена 655 000 была лучшей на протяжении суток, до последних секунд. Технический регламент проведения не позволял улучшить еще нам цену до конкурентной цены.
1. Соответственно, речь идет о нарушении принципа обеспечения конкуренции со стороны Заказчика и о возможном соучастии при размещении закупки аффилированных лиц.
2. Эффективность осуществления закупки с экономической точки зрения- тоже попадает под "вопрос", а именно эффективность расходования бюджетных средств для государственных и муниципальных нужд и экономии денежных ресурсов. Чем руководствовался Заказчик, определяя данный функционал проведения аукциона, не соответствующий ни нормам 223-ФЗ, ни собственно разработанным требованиям положения Закупки, "затягивая" его на 27 часов и размещая функционал "переторжки".
В данном случае процедура проведения аукциона N 32009121317 - является нарушенной со стороны закупочной комиссии Заказчика и юридического сопровождения.
По телефонным разговорам с ответственными лицами по закупке, Заявителем была правомерно и сразу озвучена своя позиция, еще на момент начала аукциона, 19.05.2020, поскольку до начала торгов - подать официальный им жалобу в УФАС - не было никаких оснований со стороны Заявителя и Заявитель не мог предвидеть, что на площадке возникнет "нестандартная ситуация". После проведения подачи ценовых предложений - Заявитель неоднократно обращались к Заказчику с требованием отмены результатов нарушенной процедуры и повторным размещением на законных основаниях.
ГБУЗ Новосибирской области "Родильный дом N 7" представилоследующие возраженияпо существу рассматриваемого вопроса.
В части установления шага аукциона - необходимо руководствовать Положением о за-купке ГБУЗ НСО "РД N7".
Сделанные шаги в рамках проводимой закупки соответствуют Положению и аукционной документации.
Доводы о продолжительности проведения аукциона не основаны на нормах права и яв-ляются лишь несогласием с результатам торгов Заявителя. Заявитель имел возможность участ-вовать и делать предложения по цене. Заказчик не несет ответственность за ценовую политику и за поведение участников на торгах.
По сути, жалоба Заявителя сводится к тому, чтобы предоставить Заявителю преимуще-ство, поскольку он проиграл в аукционе. Иными словами, если бы Заявитель победил, то и до-водов бы не было, однако неумелая политика проведения торгов Заявителем - не повод для от-мены аукциона и проведения закупки заново.
Заказчик не ограничил конкуренцию, с условиями проведения аукциона Заявитель был ознакомлен заранее, в том числе, с временем проведения торгов, шагом торгов и т.д., приняв участие в такой закупке Заявитель выразил свое согласие на торги с такими условиями. Проиг-рав торги. Заявитель пытается злоупотребить своим правом на подачу жалобы для того, чтобы получить возможность принять участие вновь. Заказчик, также, не допустил нарушения дейст-вующих норм ФЗ-223.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.04.2020года Государственноебюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Родильный дом N 7"на Официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) опубликовалоизвещение N 32009121317опроведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям.
Начальная (максимальная) цен договора: 681 077,70 руб.
Аукцион в электронной форме проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ГБУЗ НСО "Родильный дом N 7"осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицдля нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Родильный дом N7", утвержденным министром здравоохранения Новосибирской области К.В. Хальзовым 30.12.2019 г. (далее - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона, в частности, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Согласно части 18 статьи 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
В соответствии с п. 6.8.1 Положения,Аукцион в электронной форме(далее - аукцион) - форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации об аукционе величину (далее - "шаг аукциона").
Согласно п. 6.8.28 Положения, Аукцион проводится путем снижения НМЦД, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Величина снижения НМЦД (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов НМЦД, но не менее чем сто рублей.
При проведении аукциона его участники подают предложения о цене договора, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах "шага аукциона".
В соответствии с п. 6.8.2 Положения Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе должны соответствовать требованиям, установленным в Типовом положении о закупке.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в документации о проведении открытого аукциона в электронной форме заказчиком не установлен порядок проведения аукциона, а именно отсутствует величина шага аукциона.
Отсутствие в документации об аукционе информации о шаге аукциона, противоречит нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и тем самым нарушает права участников аукциона наполучение полной информации об аукционе и участии в нем, поскольку создает неопределенность относительно важнейшего условия аукциона.
Частью 10 ст.4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",установлено, что в документации о закупкедолжны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.
Таким образом, заказчиком нарушен порядок организации и проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЦЛД-Эксперт" на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Родильный дом N 7"при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по бактериологическим исследованиям (извещение N 32009121317)обоснованной.
2. Выдать заказчику торговГБУЗ НСО "Родильный дом N7" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 июня 2020 г. N 054/01/18.1-1012/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2020