Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
К<_> - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Г<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
С<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя ООО "Морис" - не явился, уведомлен;
от заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" - П<_>;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края - Ж<_>.
рассмотрев жалобу ООО "Морис" на документацию по закупке N 0817200000320005668 "Выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Подъезд к племенному репродуктору на 2750 голов ОАО "Племрепродуктор "Чистюньский" в Топчихинском районе",
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю 03.06.2020 г. поступила жалоба ООО "Морис" на документацию по закупке N 0817200000320005668 "Выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Подъезд к племенному репродуктору на 2750 голов ОАО "Племрепродуктор "Чистюньский" в Топчихинском районе".
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Заказчиком не размещена в полном объеме проектно-сметная документация, проект государственного контракта не содержит положений о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику) при нарушении им обязательств по контракту по основаниям изложенным в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV". Заявитель полагает, что проект контракта должен содержать положения о допуске по соглашению сторон изменения срока исполнения контракта, цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Изучив представленные документы Заказчиком, уполномоченным учреждением в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
26 мая 2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 26.05.2020 N 0817200000320005668 "Выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Подъезд к племенному репродуктору на 2750 голов ОАО "Племрепродуктор "Чистюньский" в Топчихинском районе".
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Ч. 6 ст. 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
Ч. 12 ст. 48 ГрК РФ определён исчерпывающий перечень разделов, включаемых в состав проектной документации объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, установленным заказчиком требованиям.
Проектная документация размещена в единой информационной системе вместе с извещением о проводимой закупке, что соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 9 вышеназванной статьи определено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Пунктом 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 г. в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
Представитель уполномоченного учреждения пояснила, что при формировании аукционной документации заказчиком использован типовой контракт, утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2014 г. N 290 "Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контракта для обеспечения нужд Алтайского края". Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 г. носит рекомендательный характер и не обязывает заказчика вносить изменения в существенные условия контракта.
В Обзоре Верховного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 г, указано, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Проект контракта в составе документации закупки содержит положения о цене контракта, об обеспечении контракта, об ответственности сторон и условия освобождения от ответственности: стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), а именно: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон контракта обстоятельства (пункт 10.1 Проекта контракта).
Довод заявителя о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику) при нарушении им обязательств по контракту по основаниям изложенным в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 не обоснован, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, а Проект контракта содержит условие об освобождении сторон от ответственности.
Частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе (введена Федеральным законом от 01.04.2020 г. N 98-ФЗ) определено, что в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:
1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона;
2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);
3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:
а) в случае увеличения в соответствии с настоящей частью цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;
в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, вышеназванная статья не содержит обязанности сторон в 2020 году вносить изменения в проекты контрактов или заключать дополнительные соглашения об изменениях к заключенным ранее контрактам.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Морис" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 июня 2020 г. N 022/06/33-430/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.06.2020