Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Организатор торгов) и ООО "КРАТЕР" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.05.2020 вх. N 16582-ЭП/20) ООО "КРАТЕР" на действия Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение N 32009105599), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
23 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32009105599 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
20 790 758,93 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
23.04.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
12.05.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
15.05.2020, 19.05.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Сызранская, д. 15 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
установлении в Документации ненадлежащих требований к товарам, которые не соответствуют условиям ГОСТ;
установлении в Документации избыточных требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки;
установлении в Документации требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки, которые не соответствуют условиям ГОСТ, а также вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение при составлении заявки на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "КРАТЕР" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/14788/20 от 15.05.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/14788/20 от 15.05.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащих требований к товарам, которые не соответствуют условиям ГОСТ:
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 2 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) предметом Закупки является поставка горюче-смазочных материалов.
Как следует из п. 9 Информационной карты, количество и характеристики подлежащего поставке товара, определяются в соответствии с Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.
На основании п. 2.2.1 Технического задания поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении N1 к настоящему техническому заданию и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.
Приложением N 1 к Техническому заданию определен перечень закупаемого товара.
Позиции N 43 приложения N 1 к Техническому заданию соответствует товар "Масло турбинное тип 1", к которому установлены требования: "ТП-22С или эквивалент. Согласно приложению N2 к техническому заданию".
Приложением N 2 к Техническому заданию установлены "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки".
В отношении товара "масло турбинное тип 1" приложением N 2 к Техническому заданию установлено требование о соответствии: ГОСТ 9972-74.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с п. 1 раздела "Марки" ГОСТ 9972-74 в зависимости от вязкости и применения устанавливают следующие марки турбинных масел: Тп-22 (ОКП 02 53710201), Тп-30 (ОКП 02 5371 0202), Тп-46 (ОКП 02 5371 0203). Таким образом, требование о соответствии товара "масло турбинного тип 1" ТП-22С, а также ГОСТ 9972-74 установлено некорректно.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что ГОСТ 9972-74 не предусматривает такой марки турбинного масла, как "ТП-22С". Как следует из п. 1.1 раздела 1 "Марки" ГОСТ 9972-74 в зависимости от вязкости и применения устанавливают следующие марки турбинных масел: Тп-22 (ОКП 02 53710201), Тп-30 (ОКП 02 5371 0202), Тп-46 (ОКП 02 5371 0203).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что приложением N 1 к Техническому заданию в отношении товара "масло турбинное тип 1" установлено ненадлежащее требование к марке турбинного масла, не соответствующее условиям п. 1.1 раздела 1 "Марки" ГОСТ 9972-74.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в приложении N 1 к Техническому заданию ненадлежащего требования к товару "масло турбинное тип 1", не соответствующего условиям ГОСТ 9972-74, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к закупаемым товарам, являющимся предметом Закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации избыточных требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки:
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 24 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из п. 24 Информационной карты, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме (по рекомендованной форме 2).
Приложением N 2 к Техническому заданию установлены "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки".
Заявитель в жалобе указывает на то, что приложением N 2 к Техническому заданию в отношении товаров NN 1-4, 6-47, 49-78, 81-88, 91, 93, 94, указанных в перечне закупаемого товара (приложение N 1 к Техническому заданию), установлены необоснованные и избыточные требования к описанию участниками значений показателей товаров, которые не могут быть конкретизированы в составе заявки на участие в Закупке, так как значения данных показателей являются сведениями о химическом составе товара и становятся известными после результата испытаний конкретно выпущенной партии таких товаров.
Представитель Организатора торгов пояснила, что при описании в приложении N 2 к Техническому заданию требований к показателям товаров были использованы стандартные показатели, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также показатели в соответствии с показателями товаров (требуемых для поставки), содержащимися в паспортах качества товаров, представленных на рынке Российской Федерации. Показатели товара, требования к которым установлены заказчиком в приложении N2 к техническому заданию, предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и не требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе. Таким образом, заказчик не требует предоставление в составе первой части заявки значения результата испытаний, участнику необходимо указать характеристики, с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки.
Также Заявитель в жалобе указывает на необходимость конкретизации в приложении N 2 к Техническому заданию класса вязкости по ISO, установленного производителями компрессорного оборудования, в отношении товаров NN 7-9, 12 приложения N 1 к Техническому заданию.
Представитель Организатора торгов отметила, что приложением N 2 к Техническому заданию в отношении указанных товаров установлены требования к показателю "класс вязкости ISO" исходя из данных, содержащихся в открытом доступе на сайтах производителей, представленных на рынке Российской Федерации.
Кроме того, Заявитель полагает ненадлежащими требования, указанные в приложении N 2 к Техническому, в отношении товаров NN 12, 29 к объему упаковки, поскольку эквиваленты других производителей могут быть изготовлены и расфасованы в тару иного объема.
Представитель Организатора торгов пояснила, что приложением N 2 к Техническому заданию в отношении указанных товаров установлены требования к показателю "объем упаковки" исходя из потребности Заказчика, а также в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы, представленные в жалобе ООО "КРАТЕР", а также пояснения Организатора торгов приходит к выводу о том, что требования, изложенные в приложении N 2 к Техническому заданию, в отношении товаров NN 1-4, 6-47, 49-78, 81-88, 91, 93, 94, указанных в перечне закупаемого товара (приложение N 1 к Техническому заданию), не являются избыточными, соответствуют предмету проводимой процедуры Закупки, а также позволяют потенциальным участникам Закупки сформировать свое предложение в рамках Закупки. При этом описание предмета Закупки, установленное приложением N 2 к Техническому заданию, в отношении товаров NN 1-4, 6-47, 49-78, 81-88, 91, 93, 94 соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки, которые не соответствуют условиям ГОСТ, а также вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение при составлении заявки на участие в Закупке:
Заявитель в жалобе указывает на то, что приложением N 2 к Техническому заданию в отношении товаров NN 60, 66, 67, 74, 75, 77 установлены ненадлежащие требования к диапазону рабочих температур, которые не соответствуют условиям ГОСТ и сведениям от производителей указанных товаров, а также вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение при составлении заявки на участие в Закупке.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в приложении N 2 к Техническому заданию указаны требования к диапазонным значениям показателей товаров в соответствии с стандартными показателями, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вместе с тем правила предоставления конкретных показателей товара указаны в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Закупке, являющейся неотъемлемой частью Документации, где перечислены правила применения символов, слов и словосочетаний. А также участник должен руководствоваться математическим правилом сравнения чисел.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы, представленные в жалобе ООО "КРАТЕР", а также пояснения Организатора торгов приходит к выводу о том, что требования к диапазону рабочих температур, изложенные в приложении N 2 к Техническому заданию, в отношении товаров NN 60, 66, 67, 74, 75, 77, указанных в перечне закупаемого товара (приложение N 1 к Техническому заданию), соответствуют условиям ГОСТ, а также с учетом инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Закупке, являющейся неотъемлемой частью Документации, позволяют надлежащим образом сформировать свое предложение в рамках Закупки. При этом описание предмета Закупки, установленное приложением N 2 к Техническому заданию, в отношении товаров NN 60, 66, 67, 74, 75, 77 соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит третий довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки N156/2020-ЭА от 19.05.2020 к участию в аукционе было допущено 2 заявки: ООО "Автомас" и ООО "Питероилс". Вместе с тем ценовые предложения допущенных участников в рамках процедуры аукциона не подавались, вследствие чего закупочной комиссией Организатора торгов было принято решение о признании Закупки несостоявшейся.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 12.05.2020 вх. N 16582-ЭП/20) ООО "КРАТЕР" на действия Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение N 32009105599) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к закупаемым товарам, являющимся предметом Закупки, допущенное путем установления в приложении N 1 к Техническому заданию ненадлежащего требования к товару "масло турбинного тип 1", не соответствующего условиям ГОСТ 9972-74.
3) Не выдавать Организатору торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что в соответствии с протоколом подведения итогов Закупки N156/2020-ЭА от 19.05.2020 было принято решение о признании закупки несостоявшейся.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020