Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<_..>
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Велтекс" на действия заказчика Открытого акционерного общества "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры (N извещения 32009029163 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),
в присутствии представителя ОАО "РЖД" - <_..> (по доверенности);
в отсутствие: представителя ООО "Велтекс", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Велтекс" (вх. 8187э от 13.05.2020 г.) на действия заказчика Открытого акционерного общества "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры (N извещения 32009029163 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
25 марта 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) Заказчиком ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - N 223-ФЗ) опубликовано извещение N 32009029163 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры (далее - Закупка).
ООО "ВЕЛТЕКС" (далее - Заявитель) приняло участие в указанной Закупке, направив заявку по форме, установленной документацией о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры (далее - Документация).
Протоколом рассмотрения первых частей заявок размещенном на официальном сайте 23.04.2020 (далее - Протокол) заявка Заявителя была отклонена на основании п. 3.7.3.1. документации о закупке. В протоколе указано, что Заявитель предоставил информацию, не соответствующую действительности, а именно - участник по позиции N 29 технического предложения КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЭМ-15-14 указал в качестве производителя продукции ООО Taizhou Zhequan Valve Co.,Ltd., Китай. Согласно письму АО "Пензенский арматурный завод" от 16.04.2020 г. N 077 - единственным производителем и держателем конструкторской документации на изделие Клапан электромагнитный КЭМ-15-14 является данный завод. Кроме того, изготовитель сообщил о том, что имеет всю разрешительную и техническую документацию на данное изделие, а также о том, что данное изделие не передавалось в контрактное производство третьим лицам по любым договорам. Таким образом, информация о производителе продукции по позиции N 29 не соответствует действительности.
Согласно п. 3.1.2. конкурсной документации к участию в конкурсе допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 3.1.1 конкурсной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, конкурсные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, конкурсной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные конкурсной документацией.
Согласно п. 3.3.1. конкурсной документации участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям. Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания. Для подтверждения соответствия требованиям конкурсной документации в составе конкурсной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Заявитель ООО "ВЕЛТЕКС" представил заявку, в полном объеме соответствующую всем требованиям, указанным в техническом задании
Так, в техническом предложении Заявителя, являющемся приложением к Заявке, в качестве производителя Товара по позиции N 29 КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЭМ-15-14 указал в качестве производителя продукции ООО Taizhou Zhequan Valve Co.,Ltd., Китай.
Вместе с тем Заявитель обращает внимание на следующее - товар по позиции N 29, закупка которого осуществляется, Заявитель планирует закупать у ООО "САНТЕХКОМПЛЕКТ", что подтверждается заключенным договором N П-10/20 от 03.02.2020 г. В свою очередь, ООО "САТЕХКОМПЛЕКТ" на запрос заявителя письмом исх. N 1/3004 от 30.04.2020 г. подтверждает производителя товара по позиции N 29 КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЭМ-15-14 - завод Taizhou Zhequan Valve Co.,Ltd., Китай, что подтверждает достоверность и соответствие действительности указанной заявителем в заявке информации, и возможность заявителя поставить товар по позиции N 29, закупка которого осуществляется.
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, Заявитель полагает, что Заказчиком заявка ООО "ВЕЛТЕКС" отклонена неправомерно, что привело к нарушению п.6 ст. 3. 223-ФЗ выразившееся в осуществлении оценки и сопоставлении заявок на участие в закупке по критериям, не корректно и не достоверно указанным в документации о закупке, и нарушении п.1 ст. 17 ФЗ N 135-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка определения победителя открытого конкурса.
Действия (бездействие) Заказчика противоречат ФЗ N 223-ФЗ и нарушают законное право Заявителя на участие в закупке и заключение договора по результатам проведенного открытого аукциона.
Жалоба ООО "Велтекс" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
ОАО "РЖД" представил следующие возражения на жалобу.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденное советом директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 г., введенное в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 12.07.2018 г. N 1481р (далее - Положение о закупке ОАО "РЖД"), а также соответствующая Аукционная документация.
При этом, Положение о закупке ОАО "РЖД" является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.
При организации и проведении Аукциона Заказчик руководствовался Законом о закупках, Положением о закупке ОАО "РЖД", а также соответствующей Аукционной документацией.
Заявитель жалобы ошибочно полагает, что в допуске на участие в Аукционе ему было отказано неправомерно и заявка отклонена незаконно.
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными по следующим основаниям.
1. 25 марта 2020 года на электронной площадке "РТС-тендер" www.rts-tender.ru и на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был опубликован вышеуказанный Аукцион. В установленный Аукционной документацией срок - до 13.04.2020 года - на Электронную площадку "РТС-тендер" www.rts-tender.ru поступили первые части заявок от восьми участников (технические предложения).
В соответствии с пунктом 3.14.5 Аукционной документации заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей и ценового предложения. В первой части аукционной заявки не допускается указание сведений об участнике Аукциона. Соответственно, при получении первых частей заявок Заказчик не обладал информацией о наименовании участников Аукциона, заявившимся участникам были присвоены номера с N 1 по N 8. Исходя из содержания жалобы, можно полагать, что заявитель жалобы ООО "Велтекс" являлся Участником N 3 или N 4.
Согласно п. 3.8.2 Аукционной документации первые части аукционных заявок рассматриваются на соответствие требованиям к поставляемому товару, который является предметом аукциона, изложенным в приложении N 1.1 Аукционной документации (Техническое задание), на основании представленного в составе аукционной заявки технического предложения.
Согласно п. 3.17.2 Аукционной документации характеристики товаров в техническом предложении должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование. Все условия аукционной заявки участника понимаются Заказчиком буквально.
Так, участниками NN 1, 2, 5 в технических предложениях по позиции товара N 29 был предложен к поставке КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ, марка КЭМ-15-14, типо-размер DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт, производителем товара указано АО "Пензенский арматурный завод" (АО "ПАЗ"), ИНН 5834000617, страна происхождения товара - Россия.
Фрагмент Технического задания Заказчика
N п/п |
Наименование |
Ед.изме-рения |
Нормативные документы, согласно которым установлены требования |
Технические и функциональные характеристики товара |
Сведения о возможности предоставить эквивалентные товары. Параметры эквивалентности |
||
Марка, Чертеж |
Типо-размер |
Комплектация |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
29 |
КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ |
ШТ |
|
КЭМ-15-14 |
DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт |
Изготовителя |
Эквивалент не предусмотрен |
Фрагмент Технического предложения Участников N 1, 2, 5
N п/п |
Наименование |
Ед.измерения |
Технические и функциональные характеристики товара |
|
||||
Марка, Чертеж |
Типо-размер |
Комплектация |
Производитель товара с указанием ИНН |
Страна происхождения товара |
||||
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
8 |
11 |
12 |
|
29 |
КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ |
ШТ |
КЭМ-15-14 |
DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт |
Изготовителя |
АО "Пензенский арматурный завод", ИНН 5834000617
|
Россия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В отличие от предложенного вышеуказанного клапана производства АО "ПАЗ" (ИНН 5834000617), Участниками N 3 и N 4 по позиции товара N 29 был предложен к поставке аналогичный КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ, но с указанием производителя Taizhou Zhequan Valve Co., Ltd. (страна происхождения товара - Китай). Кроме того, Участниками N 6 и N 7 в качестве производителя данного товара было указано АО "Пензенский завод трубопроводной арматуры" (ИНН 5836681560, Россия), а Участником N 8 - ООО "НПО "СпецНефтеМаш" (ИНН 5834061289, Россия).
Фрагмент Технических предложений Участников NN 3, 4
N п/п |
Наименование |
Ед.изме-рения |
Технические и функциональные характеристики товара
|
||||
Марка, Чертеж |
Типо-размер |
Комплектация |
Производитель товара с указанием ИНН |
Страна происхождения товара |
|||
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
8 |
11 |
12 |
29 |
КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ |
ШТ |
КЭМ-15-14 |
DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт |
Изготовителя |
Taizhou Zhequan Valve Co., Ltd. |
Китай |
Фрагмент Технических предложений Участников NN 6, 7
N п/п |
Наименование |
Ед.изме-рения |
Технические и функциональные характеристики товара
|
||||
Марка, Чертеж |
Типо-размер |
Комплектация |
Производитель товара с указанием ИНН |
Страна происхожде-ния товара |
|||
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
8 |
11 |
12 |
29 |
КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ |
ШТ |
КЭМ-15-14 |
DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт |
Изготовителя |
АО "Пензенский завод трубопроводной арматуры", ИНН 5836681560 |
Россия |
Фрагмент Технического предложения Участника N 8
N п/п |
Наименование |
Ед.изме-рения |
Технические и функциональные характеристики товара
|
||||
|
Марка, Чертеж |
Типо-размер |
Комплектация |
Производитель товара с указанием ИНН |
Страна происхождения товара |
||
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
8 |
11 |
12 |
63 |
КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ |
ШТ |
КЭМ-15-14 |
DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт |
Изготовителя |
ООО "НПО "СпецНефтеМаш" (ИНН 5834061289 |
Россия |
В соответствии с пунктами 3.7.11, 3.7.12 Аукционной документации и пунктом 204 Положения о закупке ОАО "РЖД" Заказчик вправе до подведения итогов аукциона в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям аукционной документации. Также Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
Усомнившись в представленной участниками информации, с целью подтверждения достоверности сведений, указанных в технических предложениях, и подтверждения соответствия участников и предлагаемых ими товаров требованиям Аукционной документации, Заказчик, в соответствии с указанными пунктами 3.7.11, 3.7.12 Аукционной документации, обратился к указанным участниками производителям с соответствующими запросами.
Заказчиком был направлен запрос в АО "Пензенский арматурный завод" (ИНН 5834000617) о том, является ли данная организация производителем вышеуказанного товара - КЛАПАНА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО, в случае положительного ответа в запросе содержалась просьба направить копии паспорта и сертификатов (деклараций) на продукцию.
В ответ на данный запрос в официальном ответе АО "Пензенский арматурный завод" от 16.04.2020 г. N 077 сообщило, что АО "ПАЗ" является единственным производителем Клапана электромагнитного КЭМ-15-14 и держателем конструкторской документации на него, у завода имеется вся разрешительная и техническая документация на данное изделие. Кроме того, АО "ПАЗ" указало на то, что данное изделие не передавалось в контрактное производство третьим лицам по любым договорам. К ответу также были приложены паспорт и декларация соответствия на товар.
Организациям, указанным в качестве производителей по позиции N 29 другими участниками Аукциона, также были направлены запросы о подтверждении производства КЛАПАНА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КЭМ-15-14.
15.04.2020 г. Заказчиком был направлен запрос в ООО "НПО "СпецНефтеМаш" (ИНН 5834061289) относительно производства товара - Клапана электромагнитного КЭМ-15-14.
В ответ на данный запрос был получен ответ N 924 от 20.04.2020 г. о том, что ООО "НПО "СпецНефтеМаш" КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЭМ-15-14 не изготавливает.
Также Заказчиком был направлен запрос в АО "Пензенский завод трубопроводной арматуры" (ИНН 5836681560) относительно производства товара - Клапана электромагнитного КЭМ-15-14. Однако ответ на данный запрос получен не был. При этом, заявки участников N 6 и N 7 по позиции N 29 не отклонялись. Однако следует отметить, что ранее Заказчиком направлялся аналогичный запрос в АО "Пензенский завод трубопроводной арматуры" (ИНН 5836681560) относительно производства товара - Клапана электромагнитного КЭМ-15-14, и АО "Пензенский завод трубопроводной арматуры" отвечал, что данный товар не входит в перечень номенклатуры, изготавливаемой данным заводом (копии запроса и ответа по предыдущей закупке прилагаются для информации).
Таким образом, на основании вышеуказанных ответов на запросы Заказчика подтверждается достоверность информации о товаре по позиции N 29, где производителем значится АО "Пензенский арматурный завод" (ИНН 5834000617), указанный в технических предложениях Участников NN 1, 2 и 5, тогда как информация из Технических предложений Участников N 3, 4, 8 о том, что Taizhou Zhequan Valve Co., Ltd, Китай, и ООО "НПО "СпецНефтеМаш" (ИНН 5834061289) являются производителями вышеуказанного товара, опровергается, как не соответствующая действительности.
При этом, необоснованными являются доводы заявителя жалобы о том, что планируемый им поставщик "_ООО "САНТЕХКОМПЛЕКТ" на запрос заявителя письмом исх. N 1/3004 от 30.04.2020 г. подтверждает производителя товара по позиции N 29 Клапан электромагнитный КЭМ-15-14 - завод Taizhou Zhequan Valve Co., Ltd, Китай_", поскольку данные доводы не могут ставить под сомнение информацию, указанную в официальном письме производителя АО "Пензенский арматурный завод" (ИНН 5834000617).
В связи с чем, Заказчиком был сделан однозначный вывод о том, что представленная информация участниками NN 3, 4, 8 является недостоверной и не соответствующей действительности, из чего следует, что данными участниками не проработано техническое задание на возможность осуществления поставки продукции должным образом, что ставит под сомнение добросовестность участников и гарантированную поставку товара.
В соответствии с п. 3.7.3.1 Аукционной документации Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае предоставления информации о товарах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности, также согласно п.3.7.5 Аукционной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.
Таким образом, в связи с представлением Участниками N 3, 4, 8 документа, предусмотренного пунктом 3.17.1 Аукционной документации, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, не соответствующую действительности (предложенный данными Участниками товар по позиции N 29 в действительности производится иной организацией, чем указано Участниками в их технических предложениях, заявки на участие в Аукционе под номерами 3, 4, 8 (в числе которых была и заявка заявителя жалобы ООО "ВЕЛТЕКС") были правомерно отклонены Заказчиком, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок от 22.04.2020 г. N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20/1.
В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно, предоставлять достоверную информацию о предлагаемых товарах и не вводить в заблуждение Заказчика.
Целью пунктов 204, 331 Положения о закупке ОАО "РЖД" является недопущение преднамеренных попыток участников ввести Заказчика в заблуждение и недобросовестным образом обеспечить свое участие в Аукционе.
В соответствии с п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках", утвержденного 16.05.2018 г., принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
При этом, другие участники Аукциона - Участник N 1, 2 и 5 указали достоверную информацию о товаре, предлагаемого к поставке.
Допуск Участников N 3, 4 и N 8, представивших недостоверные сведения о товаре, ставит их в неравное положение с другими участниками, надлежащим образом оформившими свои заявки, является нарушением принципа равноправия и справедливости, закрепленного в части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также создает таким участникам преимущественные условия участия в данном Аукционе, "особое", приоритетное к нему отношение по сравнению к другим участникам, что прямо запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и не могло быть допущено Заказчиком.
У каждого потенциального участника Аукциона имелась равная возможность заранее изучить Аукционную документацию, ознакомиться с требованиями Заказчика, самостоятельно оценить свои возможности и представить максимальный пакет документов с достоверными сведениями о товаре, что Заявителем жалобы сделано не было.
При этом, при рассмотрении первых частей аукционных заявок на соответствие требованиям к поставляемому товару Заказчиком рассматриваются только технические предложения участников, в интересах которых как можно качественнее подготовить соответствующий документ, с указанием полной и достоверной информации о товаре.
Подавая заявку на участие в Аукционе, Заявитель жалобы ознакомился с условиями аукционной документации и согласился с тем, что результаты рассмотрения заявки будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика, что за любую его ошибку или упущение в представленной заявке ответственность целиком и полностью будет лежать на Участнике.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Закона является обеспечение полного удовлетворения потребностей ОАО "РЖД" в товарах с необходимыми показателями качества и надежности.
Специфика деятельности ОАО "РЖД" требует объективно повышенного внимания к своим поставщикам, недопущения участия в закупке неблагонадежных участников.
Заказчик, чья деятельность регулируется Законом о закупках, обязан создать условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей железнодорожных предприятий. ОАО "РЖД" важно понимать, кто производит поставляемый товар. Необходимость исключения поставки фальсифицированной продукции направлено на раскрытие информации о происхождении товара, который будет в дальнейшем поставляться на полигон Западно-Сибирской железной дороги, а не с целью ограничить конкуренцию на каком-либо товарном рынке.
Требуемый КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ, марка КЭМ-15-14, типо-размер DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт предназначен для установки на трубопроводах железнодорожных транспортных средств в качестве запорного устройства с дистанционным электрическим управлением. Необходимость поставки КЛАПАНА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО с характеристиками, указанными в Техническом задании, обусловлена потребностью предприятий ОАО "РЖД", обеспечить которую обязан Заказчик.
Так, в соответствии с письмом от 03.03.2020 г. N 16-08/113 Западно-Сибирскому филиалу АО "Федеральная пассажирская компания", в соответствии с конструкторской документацией, в целях выполнения плановых работ по ремонту и восстановления работоспособности оборудования, во 2 квартале 2020 г. требуется именно КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ, КЭМ-15-14, DУ=15, 48 В. Аналог или замена недопустимы (копия письма от 03.03.2020 г. N 16-08/113 прилагается).
ОАО "РЖД", как Заказчик закупки и монополист в области железнодорожного транспорта, отвечающий в рамках своей ответственности, в том числе, за безопасность движения и пассажиров, обязано предпринять все возможные меры по недопущению причинения вреда неблагонадежными поставщиками по договорам в результате предоставления недостоверных сведений в составе заявок и в текст жалобы в антимонопольный орган с целью срыва поставки продукции, необходимой для ежедневной эксплуатации на железнодорожных предприятиях.
Следует отметить, что ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО "РЖД" на ограничение конкуренции. Аукцион состоялся конкурентно, в соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 07.05.2020 г. N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20/2 победитель Аукциона Общество с ограниченной ответственностью "Дунай".
Таким образом, отклонение первых частей заявок Участников N 3, 4, 8 (в том числе, первой части заявки заявителя жалобы) осуществлено по соответствующим предъявленным Аукционной документацией требованиям и основаниям, не противоречит положениям Закона о закупках и не создает условий, при которых конкуренция может быть ограничена.
Непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для безопасности на железнодорожном транспорте, для жизни и здоровья граждан Российской Федерации.
2. поданная жалоба ООО "ВЕЛТЕКС" не соответствует требованиям Закона по форме и содержанию, не содержит обязательных сведений.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках основания обжалования действий Заказчика в административном порядке являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию. Данная правовая позиция изложена в пункте 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года.
При этом, жалоба ООО "ВЕЛТЕКС" не содержит указаний на нарушение Заказчиком какого-либо пункта части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, а также соответствующие доводы.
В нарушение положений указанного Закона жалоба ООО "ВЕЛТЕКС" не содержит указаний на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, аукционной комиссии, а также соответствующие доводы и доказательства.
В связи с вышеизложенным, Заказчик считает, что при проведении открытого аукциона N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры не имеется признаков нарушения антимонопольного законодательства и требований Законов о закупке и об ограничении конкуренции, требования Аукционной документации применялись в равной степени ко всем участникам Аукциона и в процессе его проведения не допускалось применение требований, не предусмотренные Аукционной документацией.
Как указывалось ранее, Заявитель жалобы представил Заказчику недостоверную информацию о товаре, а узнав, что его заявка за это была отклонена 22.04.2020 г., подал необоснованную жалобу со ссылкой на письмо от 30.04.2020 г. (после рассмотрения первых частей заявок) о якобы подтверждении неуполномоченным лицом производства спорного товара иным производителем, что является недостоверной информацией, опровергнутой официальным ответом единственного производителя данного товара. В связи с подачей жалобы приостановлена процедура закупки и обеспечение продукцией предприятий железнодорожного транспорта, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД" в сфере экономической (закупочной) деятельности.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
25.03.2020 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО "РЖД" было опубликовано извещение о проведении открытого аукцион среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры (N извещения 32009029163).
Начальная (максимальная) цена договора - 16 811 765,41 руб.
По позиции N29 требовался к поставе клапан электромагнитный марки КЭМ-15-14, типоразмер DУ=15Траб.среды от +1 до +45С, 48В, 18 Вт, эквивалент не предусмотрен.
Открытый аукцион проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ОАО "РЖД" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденного советом директоров ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Согласно части 18 статьи 3.2. Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.
В техническом предложении Заявителя, являющемся приложением к Заявке, по позиции N 29 КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЭМ-15-14 указан в качестве производителя продукции ООО Taizhou Zhequan Valve Co.,Ltd., Китай.
Данный товар, Заявитель планировал закупать у ООО "САНТЕХКОМПЛЕКТ", на основании заключенного договора N П-10/20 от 03.02.2020 г.
Согласно п. 3.7.11, 3.7.12 Аукционной документации, Заказчик вправе до подведения итогов аукциона в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям аукционной документации.
Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
Заказчик с целью подтверждения достоверности сведений, предоставленными участниками аукциона, обратился к указанным участниками производителям с соответствующими запросами.
Так на данные запросы Заказчику поступили ответы от указанных производителей, из которых только АО "Пензенский арматурный завод" письмом от 16.04.2020 г. N077, сообщило, что является единственным производителем клапана электромагнитного КЭМ-15-14.
В соответствии с п. 3.7.3 Аукционной документации, участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе:
непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
3.7.3.2 несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям;
невнесения обеспечения аукционной заявки (если аукционной документацией установлено такое требование);
несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе:
3.7.3.5 аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;
3.7.3.6 документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);
3.7.3.7 техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации;
отказа участника от продления срока действия заявки;
лица, выступающие на стороне одного участника, подали заявку на участие в этой же закупке самостоятельно либо на стороне другого участника;
отсутствие сведений об участнике аукциона в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление участником аукциона декларации;
несоответствие сведений об участнике аукциона, содержащихся в декларации, критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно протоколу N 1325/ОАЭ/ЦДЗС/20/1 рассмотрения первых частей заявок от 22.04.2020 г., заявки с предложением КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЭМ-15-14 с производителем продукции ООО Taizhou Zhequan Valve Co.,Ltd., Китай, отклонены на основании пункта 3.7.3.1. документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1., содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно: участник по позиции N29 технического предложения КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЭМ-15-14 указал в качестве производителя продукции ООО Taizhou Zhequan Valve Co., Ltd., Китай. Согласно письму АО "Пензенский арматурный завод" от 16.04.2020 г. N 077 - единственным производителем и держателем конструкторской документации на изделие Клапан электромагнитный КЭМ15-14 является данный завод. Кроме того, изготовитель сообщил о том, что имеет всю разрешительную и техническую документацию на данное изделие, а так же о том, что данное изделие не передавалось в контрактное производство третьим лицам по любым договорам. Таким образом, информация о производителе продукции по позиции N 29 не соответствует действительности.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что предложенный Заявителем к поставке товар не соответствует требованиям, установленным в Аукционной документации, на основании чего Заказчиком была отклонена заявка ООО "Велтекс" правомерно.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, предоставляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Каких- либо требований об установлении в положениях о закупках и (или) в документации о закупке закрытого перечня документов, предоставляемого претендентами, законодательство Российской Федерации не содержит.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях заказчика торгов ОАО "РЖД" при проведении открытого аукцион среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры (N извещения 32009029163 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).
При этом не принимается довод АО "РЖД" об отсутствии у ООО "Велтекс" права на подачу жалобы в антимонопольный орган.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" обжалование действий заказчика допускается в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В случае неправомерного отклонения заявки АО "РЖД" нарушило бы установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следовательно ООО "Велтекс" имело право на обжалование с жалобой в антимонопольный орган.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Велтекс" на действия заказчика Открытого акционерного общества "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1325/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки водозапорной арматуры (N извещения 32009029163 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 мая 2020 г. N 054/01/18.1-894/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2020