Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 N 26/20, в составе:
<...> - председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,
<...> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,
<...> - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,
при участии:
<...> - представителя ООО "Эврика" (по доверенности от 14.03.2019),
<...> - представителя ООО "Эврика" (по доверенности от 18.11.2019),
<...> - представителя АО ИК "АСЭ" (по доверенности от 06.03.2019),
<...> - представителя АО ИК "АСЭ" (по доверенности от 20.01.2020),
<...> - представителя АО ИК "АСЭ" (по доверенности от 27.12.2019),
рассмотрев 18 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эврика" на действия акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК "АСЭ" (лот 046ИТ/А-020) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32008860931),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 08.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Эврика" (далее также - ООО "Эврика", заявитель) на действия акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" (далее также - АО ИК "АСЭ", заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК "АСЭ" (лот 046ИТ/А-020) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32008860931) (далее - аукцион).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО ИК "АСЭ", выразившихся в нарушении срока подведения итогов аукциона и срока направления договора в адрес победителя аукциона. Допущенные заказчиком нарушения сроков привели к тому, что срок действия заявки ООО "Эврика" истек.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО "Эврика" в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 18.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 14.05.2020 N ОШ/6806/20).
В свою очередь, АО ИК "АСЭ" представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО "Эврика".
В соответствии с Письмом ФАС России N ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ N 206 от 25.03.2020 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", N 239 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
18.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО "Эврика" на действия АО ИК "АСЭ".
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Эврика" обладает правом на обжалование действий организатора закупки.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АО ИК "АСЭ" 10.02.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ - 32008860931) извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК "АСЭ" (лот 046ИТ/А-020).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
АО ИК "АСЭ" в своей закупочной деятельности руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее также - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 1.2 Положения о закупке заказчика.
Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").
Пунктами 8, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки), дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.
Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
По условиям аукционной документации (с изменениями, внесенными 27.02.2020):
- дата окончания срока подачи заявок - 18 февраля 2020;
дата подведения итогов аукциона - 24 марта 2020;
срок действия заявки - 60 календарных дней;
заказчик в течение 13 (тринадцати) рабочих дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте и ЭТП, направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора.
Как установлено в пункте 5.5 Части 2 Тома 1 закупочной документации заказчик в документации устанавливает требование о минимальном сроке действия заявки на участие в закупке, который должен быть 60 календарных дней (для конкурса - 90 календарных дней) со дня окончания срока подачи заявок.
В документации может быть установлен увеличенный срок действия заявки на участие в закупке на количество дней осуществления требуемых мероприятий, если в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика.
Заявка на участие в закупке должна быть действительна не менее срока, указанного в документации.
Согласно Протоколу запроса N 046ИТ/А-020-3 от 19.03.2020 заказчиком в соответствии с пунктом 11.6 Части 2 Тома 1 закупочной документации принято решение направить участникам аукциона запросы по уточнению заявок и предоставлению недостающих в заявке документов. В силу пункта 11.13 Части 2 Тома 1 закупочной документации срок уточнения участниками своих заявок на участие в закупке устанавливается одинаковый для всех участников и составляет 3 (три) рабочих дня.
Таким образом, при условии открытия доступа к ответам участников на запрос по уточнению заявок 25.03.2020 каких-либо обстоятельств, препятствующих заказчику провести рассмотрение заявок и подведение итогов аукциона 26.03.2020 и 27.03.2020, в ходе рассмотрения дела не выявлено, заказчиком на такие обстоятельства не указано, доказательств их наличия не представлено.
Ссылка заказчика на Письмо Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" не принимается Комиссией во внимание ввиду следующего.
Из представленных заказчиком возражений следует, что с учетом объявления периода с 30 марта 2020 года нерабочими днями ближайшее заседание закупочной комиссии с наличием достаточного кворума произошло 09 апреля, на котором были подведены итоги аукциона, проект договора направлен заказчиком в адрес победителя 08.05.2020.
При этом с учетом объявления периода с 30 марта по 30 апреля 2020 года нерабочими днями у заказчика имелась возможность подведения итогов аукциона и размещения протокола итогов аукциона в единой информационной системе в нерабочие дни (9 и 10 апреля соответственно).
Заявка ООО "Эврика" на момент подведения итогов аукциона была действительна.
Действия заказчика по подведению итогов аукциона 09 апреля 2020 года позволяют Комиссии сделать выводы о том, что предприятие продолжало осуществлять закупочную деятельность в нерабочие дни и закупка проводилась заказчиком в обычном порядке. При этом проведение закупки предполагает соблюдение всех обязательных требований Закона о закупках, в том числе об информационном обеспечении закупки.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО "Эврика" обоснованной, признания АО ИК "АСЭ" нарушившим часть 1 статьи 3 Закона о закупках в части несоблюдения требований к информационной открытости закупки.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО ИК "АСЭ" предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эврика" на действия акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для оргтехники АО ИК "АСЭ" (лот 046ИТ/А-020) (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32008860931) признать обоснованной.
2. Признать акционерное общество Инжиниринговая компания "АСЭ" нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать акционерному обществу Инжиниринговая компания "АСЭ" обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
<...>
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 21 мая 2020 г. N 052/10/18.1-901/2020 (ключевые темы: защита конкуренции - антимонопольный орган - аукцион - доверенность - расходный материал)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.05.2020