В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) поступило заявление <...> (вх. 1218 от 11.03.2020 г.) о распространении недостоверной рекламы в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Из заявления гражданина <...> следует, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальных сетях на страницах по адресам: https://vk.com/id175956820, https://vk.com/public133729343 и https://www.instagram.com/evgenimessi/, собственником интернет-ресурсов (<...>) размещена рекламная информация о гарантированном заработке на e-mail- рассылках от 100 000 до 300 000 рублей в месяц. Заявитель поясняет, что оплатил <...> денежную сумму в размере 99 000 рублей за обучение по заработку на e-mail- рассылках, поскольку в своих рекламных материалах <...> убеждал подписчиков о быстрой окупаемости вложений за обучение. <...> считает, что в действиях <...>, его помощников <...>, <...> содержатся нарушения действующего законодательства о рекламе, а именно пунктов 2, 3 статьи 5, подпункт 7 пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
По результатам рассмотрения заявления Курганское УФАС России сообщает следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, антимонопольный орган в рамках полномочий, определенных Законом о рекламе, осуществляет государственный контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами названного закона в части содержания рекламной информации.
Изучение материалов, доводов заявителя приводит к следующим выводам.
На странице социальной сети "ВКонтакте" по адресам:
- https://vk.com/id175956820- пользователем страницы является блогер <...>, который рассказывает подписчикам о своей жизни, знакомит с молодыми предпринимателями, заряжает мотивацией. На его странице размещены фото и видео материалы;
- https://vk.com/public133729343 - страница с наименованием "ШТУРМОВИК ОНЛАЙН БИЗНЕСА", администратор страницы <...>- блогер, размещает на своей странице фото и вдидеозаписи о своей жизни, о заработке в интернете. 27.02.2020 г. в 16.12 час. размещена информация следующего содержания: "Обучение по рассылкам с гарантией доведения до результата, а именно до первой прибыли! Стоимость обучения 50 000 рублей.
Если результата от обучения не будет, деньги возвращаем!
До повышения цены осталось 4 дня. Цена поднимется до 75 000 рублей. И покажем первые отзывы об индивидуальном обучении";
- https://vk.com/id32567338- пользователем страницы является Дина Исмагилова- блогер, на странице рассказывает о своей жизни, о заработке в интернете, размещены фото и видео материалы.
На странице социальной сети "Инстаграмм" по адресу: https://www.instagram.com/evgenimessi/, пользователь страницы <...>- блогер, рассказывает о своей жизни, размещены фото и видео материалы;
На сайтах по адресам: https://e-gorbatov.ru/, http://evgeniygorbatov.ru/, http://evgeniygorbatov, доступ к интернет-ресурсам не доступен, ввиду закрытого профиля.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
По информации ООО "ВКонтакте" (г. Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д. 12-14, лит. "А", пом. 1-Н) владельцем социальной сети "Вконтакте", указало, что правом администрирования сообществ обладают пользователи. Создатели сообществ- администраторы сообщества, являются лица (пользователями ) персональных страниц, зарегистрированы под именами. Создатель сообщества обладает полным спектром прав при управлении сообществом. Администратор, может писать от имени сообщества, добавлять, удалять и редактировать контент, обновлять главную фотографию сообщества, назначать и снимать администраторов, изменять название и адрес сообщества. ООО "ВКонтакте", подразумевая разумность и добросовестность пользователей Сайта, не проверяет соответствие действительности предоставляемых пользователями данных и не осуществляет идентификацию личности пользователей. ООО "ВКонтакте" не запрашивает при регистрации паспортные данные пользователей, не хранит их и не обладает возможностью их предоставления.
Правилами пользования Сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms) (далее - Правила) установлено следующее.
Регистрация Пользователя на Сайте является бесплатной, добровольной и производится по адресу в сети Интернет: http://vk.com (пункт 5.1. Правил).
Пользователем Сайта является физическое лицо, зарегистрированное на Сайте в соответствии с установленным настоящими Правилами порядком, достигшее возраста, допустимого в соответствии с законодательством Российской Федерации для акцепта настоящих Правил, и обладающее соответствующими полномочиями (пункт 5.2. Правил).
При регистрации на Сайте Пользователь обязан предоставить Администрации Сайта необходимую достоверную и актуальную информацию для формирования персональной страницы Пользователя, включая уникальные для каждого Пользователя логин (адрес электронной почты либо комбинацию из латинских букв и цифр для входа на Сайт) и пароль доступа к Сайту, а также фамилию и имя. Регистрационная форма Сайта может запрашивать у Пользователя дополнительную информацию (пункт 5.3. Правил).
Пользователь несет ответственность за достоверность, актуальность, полноту и соответствие законодательству Российской Федерации предоставленной при регистрации информации и ее чистоту от претензий третьих лиц (пункт 5.4. Правил).
Пользователь вправе создавать группы, публичные страницы и встречи для целей информирования других Пользователей о каких-либо событиях, мероприятиях, организациях, как коммерческих, так и некоммерческих (например, благотворительных), их создании и деятельности, иных интересующих Пользователей материалах, и/или/либо возможного обсуждения их с другими Пользователями (в том числе путем создания фан-клубов, обмена мнениями, отзывами и так далее). В процессе информирования и обсуждения в Сообществах Объектов обсуждений Пользователи обязаны соблюдать действующее Российское и международное законодательство, а также размещать только такую информацию, которая соответствует настоящим Правилам, а также признанным этическим нормам и принципам морали, в том числе относящимся к таковым по мнению Администрации Сайта (пункт 5.13.1 Правил).
Администрация Сайта вправе самостоятельно по своему усмотрению формировать и размещать список рекомендуемых Сообществ, исходя из их информационной ценности для пользователей и иных критериев. Для Сообществ, находящихся в списке рекомендуемых, действуют дополнительные ограничения - не более 3 (Трёх) сторонних рекламных объявлений в неделю. В случае несоблюдения этого ограничения, Администрация Сайта вправе исключить Сообщество из списка рекомендуемых (пункт 5.13.6. Правил).
Согласно Письму ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральный закон "О рекламе" не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях "Вконтакте" и "Одноклассниках".
В тоже время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом "О рекламе", в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.
В пункте 2.3 Письма ФАС России от 25.09.2019 NАК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указано что, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.
Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Поскольку ООО "ВКонтакте" не осуществляет идентификацию личности пользователей, не запрашивает при регистрации паспортные данные пользователей, привлечь к участию в рассмотрении заявления создателей пользователей с адресами: https://vk.com/id175956820- Горбатов Евгений, https://vk.com/public133729343 - <...>, https://vk.com/id32567338- <...>не представляется возможным.
Кроме того, как установлено антимонопольным органом, на момент рассмотрения заявления сайты по адресам: https://e-gorbatov.ru/, http://evgeniygorbatov.ru/, http://evgeniygorbatov были удалены, страницы с данными на интернет-ресурсах отсутствуют.
Кроме того, документы, информация и доказательства, запрашиваемые у <...> запросом N04-12/1366-11 от 28.04.2020 года в подтверждении обстоятельств, указанных в заявлении, не представлены.
Курганское УФАС России приходит к выводу, что размещенная информация по адресу https://vk.com/public133729343/ 27.02.2020 г. в 16:12 час. следующего содержания: "Обучение по рассылкам с гарантией доведения до результата, а именно до первой прибыли! Стоимость обучения 50 000 рублей.
Если результата от обучения не будет, деньги возвращаем!
До повышения цены осталось 4 дня. Цена поднимется до 75 000 рублей. И покажем первые отзывы об индивидуальном обучении" не является рекламой, поскольку она размещена непосредственно на сайте сообщества и предназначена для информирования посетителей сайта о товарах (услугах), реализуемых указанной компанией. Также на данной странице размещено большое количество положительных отзывов посетителей. В связи с чем положения Закона о рекламе не могут быть применены.
Курганским УФАС России установлено, что информации по обучению о гарантированном заработке на e-mail- рассылках от 100 000 до 300 000 рублей в месяц, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальных сетях по адресам: https://vk.com/id175956820,https://vk.com/id32567338, https://www.instagram.com/evgenimessi/, по состоянию на день вынесения решения не усматривается, что подтверждается актом осмотра интернет-страниц N8 от 30.04.2020 года.
Таким образом, в ходе рассмотрения заявления Курганским УФАС России не установлено, заявителем не представлено наличие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях <...>, <...>, <...>, <...>.
Согласно пункту 17 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N508 от 17.08.2006 г., антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела, в случае если отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 17 Правил N 508 Курганское УФАС России принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководитель <...>
Исполнитель: <...>
Телефон:8 (3522) 46-39-55
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 12 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.05.2020