Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия), в составе:
В. А.П. - председателя комиссии, заместителя руководителя Управления,
Ф. В.П. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
Г. Т.Н. - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "Учебно-промышленный департамент" (далее - заявитель, ООО "УПД") на действия (бездействие) заказчика ГБПОУ "Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина" (далее - заказчик, ГБПОУ "ВКУИНТ им. Ю. Гагарина"), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), путём проведения аукциона в электронной форме в электронной форме по поставке комплекса оборудования для учебной мастерской по компетенции "Кузовной ремонт" (извещение о проведении закупки N 32009054172 размещено на официальном сайте ЕИС 01.04.2020),
с участием в заседании комиссии:
от ГБПОУ "ВКУИНТ им. Ю. Гагарина" - специалиста по закупкам М. А.К. приказ N 16-од от 09.01.2018,
в отсутствие представителей заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО "УПД" на действия ГБПОУ "ВКУИНТ им. Ю. Гагарина" от 27.04.2020 вх. N 4077 при проведении аукциона в электронной форме в электронной форме по поставке комплекса оборудования для учебной мастерской по компетенции "Кузовной ремонт".
Извещение о проведении закупки N 32009054172 размещено 01.04.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО "УПД" принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 28.04.2020 исх. N 04-10/2908).
В жалобе заявителем указано на то, что указанная закупка противоречит нормам Закона о закупках. Указано, что объектом для поставки является - комплекс оборудования для учебной мастерской по компетенции "Кузовной ремонт". В Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью договора, установлено 50 позиций для поставки. При этом срок поставки - 10 дней со дня подписания договора. Заявитель считает, что данный срок поставки является нереальным, неосуществим, чрезмерно коротким, так как многие из представленного списка товаров необходимо заказывать в других странах.
Кроме того, как указывает заявитель из-за сложившейся обстановки, вызванной чрезмерно быстрым распространением коронавирусной инфекции, поставка товара из других городов, а уж тем более из иных стран затруднена и невозможна.
В своей жалобе заявитель указывает, что установление чрезмерно короткого срока влечет возможность для злоупотребления правом со стороны Заказчика, в рамках исполнения обязательств по договору, а именно: его возможности обогатиться посредством начисления неустойки за нарушение сроков поставки, тогда как осуществить данную поставку в предусмотренные договором сроки просто невозможно. Исходя из сказанного следует, что установленный 10-дневный срок, отведенный на поставку товара, является недостаточным и нереальным, влечет ограничение участников в такой закупке.
Кроме того, Заявитель не согласен с обоснованием ряда позиций в Техническом задании к договору, считает, что многие объекты закупки являются невзаимозаменяемыми и обращаются на разных товарных рынках, в связи с чем, не могут быть объектами одной закупки.
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГБПОУ "ВКУИНТ им. Ю. Гагарина" указывает на необоснованность доводов ООО "УПД".
1. В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В жалобе, направленной в антимонопольный орган, заявителем указано, что заказчиком неправомерно установлен ряд необоснованных условий в техническом задании Документации, заявитель выражает несогласие с отдельными позициями документации о закупке.
Представители заказчика представили документы по оспариваемой процедуре и возражали по доводам жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
При установлении сроков поставки, заказчик руководствовался данными анализа рынка, на основании полученных коммерческих предложений. В случае увеличения срока поставки, у заказчика не было бы возможности подготовить учебные мастерские в указанный срок.
Закупаемое оборудование не является редким или обладающим определенными производителями ограничениями по изготовлению и сроков поставки.
Исходя из обстоятельств осуществления закупки срок поставки не является чрезмерно коротким.
Кроме того, необходимо отметить, что в силу разъяснений ФАС России от 03.04.2020 исх. N МЕ/28039/20 срок поставки товара может быть продлен, так как распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы и форс-мажором.
Вместе с тем, Закон о закупках не регламентирует порядок формирования закупочных лотов при проведении конкурентных процедур.
Также в п. 2.7. Положения о закупках определен порядок проведения аукциона в электронной форме и его предмет:
Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения аукциона в электронной форме при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
1) предметом закупки являются товары, работы, услуги, по которым существует функционирующий рынок;
2) предметом закупки являются товары, работы, услуги, в отношении которых целесообразно проводить оценку только по ценовому критерию.
Ограничение по начальной (максимальной) цене договора (цене лота) для аукциона в электронной форме не установлено.
В соответствии с п. 7.14. Положения о закупках определено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм при выполнении ремонтных работ в мастерской по кузовному ремонту, она должна быть оборудована самоочищающимся фильтром, в связи с этим фильтр являются взаимосвязанными товаром и предназначен для выполнения в соответствии предназначен для удаления и очищения воздуха от загрязнений, возникающих в ходе производственных процессов при выполнении ремонтных работ.
ГБПОУ "ВКУИНТ им. Ю. Гагарина" было определено провести одну процедуру закупки для удовлетворения потребности заказчика в полном объеме, и товары, определенные Заказчиком, являются взаимосвязанными и необходимы для осуществления деятельности мастерской по кузовному ремонту.
Предметом данной закупки является поставка комплекса оборудования для учебной мастерской по компетенции "Кузовной ремонт", который включает в себя все товары, необходимые Заказчику для оборудования мастерской и полноценного ее функционирования согласно требованиям действующего законодательства к таким видам работ и мастерских.
На основании указанных пунктов Положения о закупках товаров, работ и услуг Заказчика, его уставным целям, предметом закупки и реальной потребности в поставке комплекса оборудования для учебной мастерской по компетенции "Кузовной ремонт", который включает в себя всевозможные товары необходимые Заказчику для оборудования мастерской, товары являются общедоступными, свободно обращаются на рынке, их приобретение и поставка не сопряжено с необходимостью соответствия участника закупки дополнительным требованиям, что ограничило бы конкуренцию.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции, действующей с 09.01.2018) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из буквального толкования части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции, действующей с 09.01.2018) следует, что вышеуказанный перечень из шести возможных случаев обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, является закрытым, соответственно, непоименованные в нем ситуации не могут рассматриваться в качестве допустимых оснований для обжалования в указанном порядке.
Одновременно, как следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции правом обжалования в антимонопольный орган обладают только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2016 N Ф06-9232/2016 по делу N А12-50473/2015; от 28.06.2016 N Ф06-9474/2016 по делу N А57-20015/2015). Возможность обращения с жалобой лица в антимонопольный орган, в названном случае определяется наличием реального нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате не соблюдения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, для признания жалобы заявителя обоснованной указанному лицу необходимо представить в антимонопольный орган доказательства одновременно двух условий:
- наступления одного из шести вышеуказанных случаев, указанных в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках;
- нарушения его прав и законных интересов вследствие совершения, лицом, действия которого обжалуются, оспариваемых действий (бездействия).
Как видно из текста жалобы, заявитель выражает несогласие с отдельными положениями документации спорной закупки, что может соответствовать случаю обжалования, выражающемуся в осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Применительно к данной ситуации, с учетом положений ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, доказыванию со стороны заявителя одновременно подлежат нарушения его прав и законных интересов вследствие совершения, лицом, действия (бездействие) которого обжалуются, оспариваемых действий (бездействия); нарушения конкретных норм Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (нормативное обоснование доводов жалобы).
Жалоба заявителя, поступившая в антимонопольный орган, таких сведений не содержит.
Уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 28.04.2020 исх. N 04-10/2908 заявителю для всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения жалобы необходимо было представить в Управление сведения о конкретных нормах Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которые нарушены действиями ГБПОУ "Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина", а также информацию и документы, которые, по мнению заявителя, будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению жалобы.
Вопреки указанному требованию, истребованная информация заявителем в адрес Управления не представлена.
При таких обстоятельствах, заявителем не представлено обоснования ни одного из двух необходимых условий для признания его жалобы обоснованной.
Комиссия учитывает, что ООО "УПД" не участвовало в закупке, свою заинтересованность участия в ней, включая совершение необходимых приготовлений к подаче заявки, не доказало. В нарушение процессуальных требований ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции заявитель не указал нормы Закона о закупках и (или) положения о закупке, нарушенные действиями заказчика при проведении оспариваемой закупки; не представил доказательств того, что оспариваемые действия заказчика нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на его какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Само по себе несогласие заявителя с действиями заказчика, как указано выше, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.
Учитывая то обстоятельство, что полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования (ч. 13 ст. 3 указанного Закона в редакции, действующей с 09.01.2018), жалобу Заявителя нельзя признать обоснованной.
При данных обстоятельствах жалоба ООО "УПД" подлежит признанию необоснованной.
2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Учебно-промышленный департамент" на действия заказчика - ГБПОУ "Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина" (ИНН: 3441500034; ОГРН 1023402464403) при проведении аукциона в электронной форме в электронной форме по поставке комплекса оборудования для учебной мастерской по компетенции "Кузовной ремонт" (извещение о проведении закупки N 32009054172 размещено на официальном сайте ЕИС 01.04.2020) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 8 мая 2020 г. N 034/10/18.1-410/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2020