Я, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай "_", рассмотрев протокол N 004/04/7.30-166/2020 от 10.06.2020 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, контрактного управляющего Администрации МО "Чемальский район" Путинцевой "_",
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение 2) в отсутствие контрактного управляющего Администрации МО "Чемальский район" "_".
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N004/04/7.30-166/2020 от 10.06.2020 г. получено "_" лично 10.06.2020 г.
10.06.2020 г. "_" в УФАС по РА представлено ходатайство (вх. N2929) о рассмотрении дела об административном правонарушении N 004/04/7.30-166/2020 (вынесении постановления) без ее участия.
В ходе внеплановой камеральной проверки УФАС по Республике Алтай в действиях Администрации МО "Чемальский район" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0377300006519000040 на ремонт моста в с. Аюла Чемальского района установило нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 3.1 ст. 66, ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (акт проверки N 6 от 17.03.2020 г.).
Нарушения выразились в следующем:
30.08.2019 г. Администрацией МО "Чемальский район" на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона N0377300006519000040 на ремонт моста в с. Аюла Чемальского района.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей с 12.05.2019 г.) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со ст. 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей с 01.07.2019 г.) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 данного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части.
В локальной смете N1 на ремонт моста в с. Аюла, размещенной заказчиком в ЕИС в сфере закупок в составе аукционной документации, предусмотрено выполнение работ, которые в соответствии приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" включены в перечень работ, осуществляемых при выполнении работ по капитальному ремонту (замена частей пролетных строений на новые, замена ограждений, перил, тротуаров и т.д.). Следовательно, данная закупка относится к капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Данная позиция УФАС по РА основывается на п. 1 и п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 14.2 и п. 14.3 ст. 1, ч. 1, ч. 2, ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), п.п. 3 п. 3 раздела II приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Согласно ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей с 01.07.2019 г.) первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, включение заказчиком в аукционную документацию (пп. 10.1.1 п. 10 ч. 1 (Общие условия проведения аукциона) инструкции к содержанию и составу первой части заявки) требований о предоставлении участником закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товара, является нарушением ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей с 01.07.2019 г.) днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Следовательно, дата проведения электронного аукциона должна быть установлена в извещении N0377300006519000040 и в п. 18 Информационной карты документации об аукционе не на 11.09.2019 г., а на 09.09.2019 г. в 11:00 часов.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В инструкции, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, по заполнению первой части заявки определено, что к конкретным показателям товара относятся также условные обозначения пиломатериалов хвойных пород всех типов, раствора строительного всех типов. Условные обозначения пиломатериалов хвойных пород всех типов, раствора строительного всех типов должны быть указаны в соответствии с ГОСТ, указанном в Техническом задании. Описание пиломатериалов хвойных пород всех типов, раствора строительного всех типов является требованием к соответствующему условному обозначению, т.к. в отношении данного материала заданы минимальные и (или) максимальные значения показателей.
В приложении N1 к техническому заданию аукционной документации (техническая часть) требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, заказчиком не установлены требования к раствору строительному.
Таким образом, инструкция содержит недостоверную информацию в части заполнения первой части заявки в отношении материала - раствора строительного всех типов.
Администрацией МО "Чемальский район" в нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 3.1 ст. 66, ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе неправомерно: установлены требования к первой части заявки участников закупки, в части истребования конкретных показателей товаров; установлена дата проведения аукциона позже установленного законом срока; инструкция аукционной документации по заполнению первых частей заявок содержит недостоверную информацию в отношении материала - раствора строительного всех типов.
За данные правонарушения предусмотрена ответственность по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из данной нормы КоАП РФ следует, что должностными лицами, допустившими нарушения в документации о закупке требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, являются лица, на которых непосредственно в соответствии с внутренним локальным актом (приказом) возложена обязанность по разработке аукционной документации.
"_" в аукционной документации (п. 1 ч. II Информационная карта аукциона) и извещении N0377300006519000040 указана как ответственное должностное лицо заказчика Администрации МО "Чемальский район".
Согласно распоряжению Администрации МО "Чемальский район" N 370-К от 14.11.2018 г. "_" принята на работу с 14.11.2018 г. на должность контрактного управляющего.
Согласно п. 2.6 должностной инструкции контрактного управляющего Администрации МО "Чемальский район", утвержденной главой Чемальского района 14.11.2018 г., контрактный управляющий осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), проектов контрактов, изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителе) закрытыми способами.
Таким образом, в действиях должностного лица, контрактного управляющего Администрации МО "Чемальский район" "_" содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
05.06.2020 г. "_" в адрес УФАС по РА представлено письменное пояснение (вх. 2829), согласно которому с данными нарушениями она согласна и в последующей работе будут приняты все меры по недопущению подобных нарушений.
10.06.2020 г. "_" представлено ходатайство (вх. N2927) от том, что при разработке аукционной документации на ремонт моста в с. Аюла Чемальского района она руководствовалась, в том числе имеющейся практикой УФАС по РА (решение N 148-К/19 от 19.08.2019 г.) и просит рассмотреть возможность применения к ней малозначительности по ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины. Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить установление условий в аукционной документации не соответствующих требованиям ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, установление даты проведения аукциона позже установленного Законом срока, достоверность информации в инструкции аукционной документации по заполнению первых частей заявок в отношении материала - раствора строительного всех типов, однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Факт совершения "_" административного правонарушения подтверждается протоколом по делу N 004/04/7.30-166/2020 об административном правонарушении от 10.06.2020 г., а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения "_" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не выявлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
При освобождении нарушителя от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, должностным лицом УФАС по РА установлено, что совершенное "_" деяние, хотя формально и содержит состав административного правонарушения, но характер совершенного правонарушения (заказчик руководствовался правоприменительной практикой, сложившейся в Республике Алтай в части правомерности установления требований к товарам при наличии сметной документации на капитальный ремонт объекта капитального строительства и, соответственно, к содержанию первой части заявки), размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем, возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.4; 2.9; 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Производство по делу об административном правонарушении N 004/04/7.30-166/2020, возбужденному в отношении должностного лица, контрактного управляющего Администрации МО "Чемальский район" "_" по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (разработка аукционной документации (0377300006519000040) на ремонт моста в с. Аюла Чемальского района с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить должностному лицу, контрактному управляющему Администрации МО "Чемальский район" "_" за нарушение требований ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ устное замечание.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Чемальский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 25 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.06.2020