по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
19 июня 2020 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Управления,
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области - <__.>;
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙПРОГРЕСС" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙПРОГРЕСС" (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 25/10, кв. 18; далее - ООО "РЕМСТРОЙПРОГРЕСС") на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Дворцовая, д. 9/5 А; далее - УФСИН России по Новгородской области) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания казармы и спортзала ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области, извещение N 0150100002820000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 03.06.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
11.06.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "РЕМСТРОЙПРОГРЕСС" на действия государственного заказчика - УФСИН России по Новгородской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания казармы и спортзала ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области, извещение N 0150100002820000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.06.2020 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
В пункте 14.15 документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее - Документация) государственным заказчиком установлены дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99).
Вместе с тем, на электронной площадке Акционерного общества "ЕЭТП", где размещена настоящая закупка, государственным заказчиком установлены дополнительные требования к ее участникам, предусмотренные пунктом 2(1) Приложения N 1 к Постановлению N 99, что не соответствует объекту электронного аукциона.
Указанные обстоятельства препятствовали подателю Жалобы подать заявку на участие в закупке.
Учитывая вышеизложенное, ООО "РЕМСТРОЙПРОГРЕСС" просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В материалах Жалобы имеются представленные УФСИН России по Новгородской области письменные объяснения должностного лица государственного заказчика, ответственного за размещение извещения о проведении настоящего электронного аукциона (далее - Извещение) на официальном сайте, - старшего инспектора гр. ГОЗ и ГЗ ОТО УФСИН России по Новгородской области старшего лейтенанта внутренней службы <__.> (вх. N 4296 от 18.06.2020 Новгородского УФАС России), согласно которым при размещении Извещения на официальном сайте дополнительные требования к участникам закупки ошибочно были установлены по пункту 2(1) Приложения N 1 к Постановлению N 99, чем созданы противоречия между Документацией и Извещением в данной части.
В дальнейшем, 10.06.2020 в адрес государственного заказчика поступил соответствующий запрос о даче разъяснений положений Документации, однако необходимые изменения в Извещение внесены быть уже не могли в связи с истечением регламентированных сроков. Кроме того, до поступления указанного запроса в адрес государственного заказчика уже поступили заявки 5 участников закупки.
Допущенная ошибка умысла на ограничение количества участников закупки не имела.
Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель УФСИН России по Новгородской области доводы Жалобы признала в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В июне 2020 года государственным заказчиком - УФСИН России по Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания казармы и спортзала ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 12 868 429, 01 рублей).
Документация утверждена начальником УФСИН России по Новгородской области полковником внутренней службы <__.> 03.06.2020.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Документация и Извещение (сформировано средствами официального сайта) государственным заказчиком размещены на официальном сайте 03.06.2020.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Государственным заказчиком - УФСИН России по Новгородской области в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 1.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по капитальному ремонту здания казармы и спортзала ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении N 99.
Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 14.15 Документации, государственным заказчиком к участникам рассматриваемой закупки установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 1 Постановления N 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1.
В частности, пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 предъявляются дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Так, согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;
не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
Исходя из объекта рассматриваемой закупки (капитальный ремонт объекта капитального строительства), а также величины НМЦК (12 868 429, 01 рублей), предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки УФСИН России по Новгородской области в Документации в данном случае установлены правомерно.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, среди прочего указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, согласно информации, содержащейся в разделе "Преимущества и требования к участникам" Извещения, государственным заказчиком к участникам рассматриваемой закупки установлены дополнительные требования ни в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, а в соответствии с пунктом 2.1 Приложения N 1 к Постановлению N 99.
Однако пункт 2.1 Приложения N 1 к Постановлению N 99 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, объектом которой является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, что не соответствует объекту рассматриваемой закупки (капитальный ремонт объекта капитального строительства).
Как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеуказанных письменных пояснений должностного лица государственного заказчика, ответственного за размещение Извещения на официальном сайте, при размещении Извещения дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки по пункту 2.1 Приложения N 1 к Постановлению N 99 были установлены ошибочно.
Согласно Жалобе, указанные обстоятельства непосредственным образом ввели в заблуждение ее подателя и повлекли невозможность принятия им участия в настоящем электронном аукционе.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - УФСИН России по Новгородской области содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении при формировании извещения о проведении электронного аукциона на официальном сайте дополнительных требований к его участникам о наличии у них опыта работы, не связанного с предметом контракта.
Следовательно, Жалоба является обоснованной.
Данное нарушение Закона о контрактной системе указывает на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, ответственного за размещение на официальном сайте информации об осуществлении рассматриваемой закупки (Извещения), признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 1.2 Документации описание объекта закупки приведено государственным заказчиком в Приложении N 2 "Техническое задание" к Документации (далее - ТЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Проект государственного контракта является Приложением N 1 к Документации.
Согласно пункту 1.1 Проекта государственного контракта его предметом является выполнение работ по капитальному ремонту здания казармы и спортзала ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области в полном соответствии со Сметой (Приложение N 1) (в данном случае имеется в виду документ "Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ. Смета на капитальный ремонт здания казармы и спортзала", согласно пункту 12.8 Проекта государственного контракта являющаяся его неотъемлемой частью; далее - Ведомость).
Согласно пункту 11 Ведомости перевозка грузов I класса должна осуществляться автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т.
Аналогичное требование об использовании при перевозке грузов I класса автомобилей-самосвалов грузоподъемностью 10 т. приведено государственным заказчиком и в ТЗ (строка 11).
Вместе с тем, какого-либо обоснования необходимости применения при выполнении работ по перевозке грузов I класса автомобилей-самосвалов грузоподъемностью исключительно 10 т. Документация не содержит.
Включение в Документацию (ТЗ) оборудования с вышеуказанной характеристикой ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику функционально способную выполнять необходимые работы, но при этом обладающую иными характеристиками (то есть автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 10 т. и свыше).
Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика - УФСИН России по Новгородской области содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом государственного контракта.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Как отмечалось выше, НМЦК в данном случае превышает 3 млн. рублей и составляет 12 868 429, 01 рублей.
При этом, согласно части 4 статьи 68 Закона о контрактной системе, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Следовательно, исходя из размера НМЦК, а также ее возможного снижения при непосредственном проведении настоящего электронного аукциона, обусловленного предусмотренным действующим законодательством о контрактной системе механизмом его проведения, до величины менее 3 млн. рублей, размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, в данном случае должен был быть установлен УФСИН России по Новгородской области в Проекте государственного контракта в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 Правил, а размер штрафа за каждый факт неисполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, - в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 9 Правил.
Однако при приведении в Проекте государственного контракта меры ответственности подрядчика в виде штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства, предусмотренного государственным контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, а также меры ответственности государственного заказчика в виде штрафа за каждый факт неисполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, УФСИН России по Новгородской области положения подпункта "а" пунктов 6, 9 Правил, предусматривающие размеры штрафов в случае снижения в ходе электронного аукциона цены контракта до величины менее 3 млн. рублей, применены не были.
Так, согласно пункту 7.6 Проекта государственного контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Согласно пункту 7.10 Проекта государственного контракта за каждый факт неисполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в сумме 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Таким образом, в действиях государственного заказчика - УФСИН России по Новгородской области содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по включению в проект контракта мер ответственности его сторон в виде штрафа.
3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Требования к обеспечению гарантийных обязательств государственным заказчиком предусмотрены в пункте 9.13 Документации.
Согласно пункту 9.13.1 Документации, размер обеспечения гарантийных обязательств в данном случае составляет 1 % от НМЦК (128 684, 29 рублей).
В соответствии с частью 7.1 статьи 94 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно Извещению, Документации участниками рассматриваемой закупки могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Однако установленная частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе возможность освобождения от представления победителем (единственным участником) рассматриваемой закупки, проводимой в соответствии с положениями статьи 30 Закона о контрактной системе, обеспечения гарантийных обязательств в случае представления им до заключения государственного контракта вышеуказанной информации, содержащейся в реестре контрактов, ни пунктом 9.13 Документации, ни ее другими разделами не предусмотрена.
Указанные обстоятельства при заключении государственного контракта по итогам рассматриваемой закупки непосредственным образом могут повлечь нарушение прав ее победителя (единственного участника).
Таким образом, в действиях государственного заказчика - УФСИН России по Новгородской области содержатся нарушения частей 1, 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации о закупке, участниками которой могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, порядка представления обеспечения гарантийных обязательств.
Вышеперечисленные нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Установленные в ходе рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, привели к нарушению законного права подателя Жалобы стать участником рассматриваемой закупки, могут привести к нарушению прав ее победителя (единственного участника) при заключении государственного контракта по ее итогам вследствие невозможности представления им информации об исполненных им ранее контрактах вместо представления обеспечения гарантийных обязательств, а также к заключению государственного контракта, не соответствующего требованиям действующего законодательства в части указания мер ответственности сторон контракта в виде штрафов и содержащего неправомерное требование к подрядчику об использовании при выполнении работ определенной техники, что дает достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.
Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 63, 64, 65, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙПРОГРЕСС" (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная, д. 25/10, кв. 18) на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Дворцовая, д. 9/5 А) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания казармы и спортзала ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области, извещение N 0150100002820000027 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 03.06.2020, обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области нарушения части 5 статьи 31, части 3 статьи 33, частей 4, 5, 8 статьи 34, частей 1, 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - Акционерному обществу "ЕЭТП" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц государственного заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 25 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.06.2020