Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 18 июня 2020 г. N 048/05/5-288/2020
Резолютивная часть решения объявлена: 16 июня 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено: 18 июня 2020 года
Комиссия Управления Федеральной Антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев материалы дела N 048/05/5-288/2020, возбужденного по признакам нарушения ч. 10.1 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) обществом с ограниченной ответственностью Студия-ТВ" (ИНН 4824023290 ОГРН 1024840852410) (далее - ООО "Студия-ТВ"),
в присутствии:
представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО "Студия-ТВ" - <_> (по доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступило обращение Управления Роскомнадзора по Липецкой области о признаках нарушения рекламного законодательства в действиях ООО "Студия-ТВ".
Согласно обращению ООО "Студия-ТВ" осуществляет деятельность на основании Лицензии на осуществление радиовещания от 01.04.2016 N 27678 в г. Липецке осуществляет радиовещание телеканалов "Липецк 105 и 6 ФМ" и "Радио Шансон".
06.03.2020 г. на "Радио Шансон" распространялась информация следующего содержания: "21 марта в 15:00 в Областном центре культуры состоится уникальное, необыкновенное, эксклюзивное представление народный инклюзивный театр танца "Параллели" представляет танцевальную фантазию по сказке "Мама". Приглашаем всех окунуться в яркий сказочный мир музыки, искусства и неповторимую атмосферу творчества, силы духа театра танца "Параллели". Справки по телефону 355-807".
Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
п. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
Под информационной продукцией согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", зрелищное мероприятие - это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
В рекламном блоке представление театра танца "Параллели" привлекается внимание к зрелищно-развлекательному мероприятию.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 11 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", оборот информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
В рассматриваемой рекламе сведения о категории информационной продукции отсутствуют.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемом случае рекламораспространителем является ООО "Студия-ТВ".
В связи с наличием признаков нарушения ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе, Липецким УФАС России было возбуждено дело N 048/05/5-288/2020.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно пояснениям ООО "Студия-ТВ" рассматриваемая реклама относится к социальной и распространялась на безвозмездной основе на основании Договора об оказании услуг по трансляции социальной рекламы от 02.03.2020, заключенного с ЛОООИ "Параллели".
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона о рекламе социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Частью 4 статьи 10 Закона о рекламе установлено, что в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
При этом в спорной рекламе имеется упоминание о театре танца "Параллели" и сказке "Мама".
Установленные частью 4 статьи 10 Закона о рекламе ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей (часть 5 статьи 10 Закона о рекламе).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) содержит понятие некоммерческой организации, согласно которому некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В силу пункта 2.1 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 данного Федерального закона.
По смыслу части 3 статьи 14, части 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях сведения об осуществлении некоммерческой организацией деятельности, позволяющей ей получить статус социально ориентированной, должны содержаться в ее учредительных документах.
Таким образом, при решении вопроса о правомерности упоминания в социальной рекламе определенной некоммерческой организации необходимо установить, соответствует ли ее статус положениям Закона о некоммерческих организациях о социально ориентированных некоммерческих организациях, путем исследования учредительных документов.
При этом следует учитывать, что упоминания о таких организациях в социальной рекламе допускается исключительно при условии, что содержание этой социальной рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
Согласно Уставу ЛОООИ "Параллели" (<_>) предметом деятельности организации является содействие решению социальных проблем инвалидов через реабилитацию и адаптацию средствами физической культуры, творчества и искусства.
Целями организации, в том числе, являются:
- обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества;
- интеграция инвалидов в общество и их реабилитация с помощью танцев;
- стимулирование и обеспечение жизнедеятельности людей с инвалидностью, особенно детей и молодежи.
Для достижения ставных целей ЛОООИ "Параллели", в том числе, организует и проводит физкультурно-оздоровительную и культурно-массовую работу, фестивали, конкурсы, концерты, декады, праздники среди инвалидов всех возрастов и категорий (пункт 2.2 Устава).
Инклюзивный спектакль по сказке "Мама" является частью социально-значимого проекта "Танцы не для слабых" для детей и взрослых с инвалидностью. Проект реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2019 г. N 30 "О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества", а также договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества N 19-1-018004.
Таким образом, ЛОООИ "Параллели" является социально-ориентированной некоммерческой организацией, деятельностью которой, в том числе, является организация культурно-массовых мероприятий и концертов.
Следовательно, информация следующего содержания: "21 марта в 15:00 в Областном центре культуры состоится уникальное, необыкновенное, эксклюзивное представление народный инклюзивный театр танца "Параллели" представляет танцевальную фантазию по сказке "Мама". Приглашаем всех окунуться в яркий сказочный мир музыки, искусства и неповторимую атмосферу творчества, силы духа театра танца "Параллели". Справки по телефону 355-807", распространявшаяся 06.03.2020 г. на "Радио Шансон" подпадает под понятие социальной рекламы.
При этом социальная реклама не является разновидностью рекламы. Порядок распространения социальной рекламы регулируется исключительно статьей 10 Закона о рекламе и иные нормы данного закона не распространяются на социальную рекламу.
Указанная позиция согласуется с позицией ФАС России, отраженной в письме от 14.05.2014 г. N АК/19317/14.
Поскольку, ЛОООИ "Параллели" является социально ориентированной некоммерческой организацией, то есть организацией, упоминание о которой в силу части 5 статьи 10 Закона о рекламе, допускается в социальной рекламе, признаки нарушения части 10.1 ст. 5 Закона о рекламе в действиях ООО "Студия-ТВ" отсутствуют.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Прекратить производство по делу N 048/05/5-288/2020.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение некоммерческие организации - защита детей от вредоносной информации - инвалидность - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.06.2020