Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи в присутствии представителя ООО "Билюта" <_>, доверенность от 17.06.2020 N 1, представителя МУП "Турунтаево" <_>, доверенность от 16.06.2020,
в отсутствие представителя Администрации МО СП "Турунтаевское", извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Билюта" (далее - Заявитель) (вх. N 4294 от 10.06.2020) на действия заказчика - МУП "Турунтаево" (далее- Заказчик), уполномоченного органа - Администрация МО СП "Турунтаевское" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку каменного угля (N 0502600001520000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
у с т а н о в и л а:
Заявитель не согласен с отдельными положениями документации об аукционе, в частности с пунктами 1.5, 1.6 технического задания, считает, что данные требования являются избыточными, что нарушают права и законные интересы участника закупки и приводят к нарушению статей 8, 31, 64 Закона о контрактной системе. Также в проекте контракта отсутствуют условия, предусмотренные частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Просит приостановить закупку, провести проверку признать жалобу обоснованной и выдать предписание.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу. Считает, что документация об аукционе соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Поясняет, что требования по предоставлению опыта поставки товара связано исключительно для своевременной и качественной поставке угля и бесперебойного прохождения отопительного сезона, так как МУП "Турунтаево" является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей тепловую энергию в с. Турунтаево. Требование по оборудованию автотранспорта поставщика системой "Глонасс" обусловлено тем, что у Заказчика отсутствует весовой контроль поставляемого товара. Кроме того, считает, что часть 65 статьи 112 Закона о контрактной системе не является обязательной нормой.
Просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
02.06.2020 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона N 0502600001520000002 и документация об аукционе. Изменения внесены 03.06.2020. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 115 000,00 рублей.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), в котором установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования. В приложениях к Постановлению N 99 предусмотрены наименования товаров, работ, услуг.
Пунктами 1.5, 1.6 Технического задания предусмотрено:
Участник закупки должен представить копии документов, подтверждающих право заниматься оптовой торговлей твердого топлива, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданная не позднее, чем за 3 месяцев до дня подачи заявки, сертификат соответствия угля; справку с налоговой об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Участник закупки должен указать опыт работы.
Стоимость и объем поставляемого товара подтверждается предоставлением копий контрактов, акта(ов) поставки товара по таким контрактам. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Условия поставки: Доставка товара должна осуществляться собственным автотранспортом поставщика, весь автотранспорт должен быть оборудован системой по контролю движения автотранспорта "ГЛОНАСС" или аналогичной. Участник должен предоставить документы, подтверждающие наличие данного оборудование.
Опыт работы комиссия оценивает надежность участника закупки и успешный опыт выполнения работ, выражающиеся в количестве исполненных договоров по поставке каменного угля, исполнение которых подтверждено актами выполненных работ за период с 01.01.2019 года до 01.01.2020
Участник закупки предоставляет сведения об исполненных контрактах по поставке каменного угля, без нарушений сроков и иных нарушений условий контрактов стоимость которых равна или более 19 000 000 рублей, с ценой одного контракта не менее 3 000 000 руб., заключенных и исполненных с 01.01.2019 г. до 01.01.2020 г.
Требование к участникам закупки при проведении аукциона по опыту поставки товара, являющегося предметом закупки (с представлением подтверждающих документов), является неправомерным, не предусмотренным законодательством о контрактной системе. Постановление N 99 при проведении данной закупки не применимо. А также требования о представлении дополнительных документов в частности, подтверждающих право заниматься оптовой торговлей твердого топлива, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданная не позднее, чем за 3 месяцев до дня подачи заявки, справку с налоговой об отсутствии задолженности по налогам и сборам, не предусмотрены законодательством о контрактной системе на этапе проведения аукциона. В частности, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) представляется участниками при аккредитации на электронной площадке.
Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом допущено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, за данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы.
Пунктами 11.2, 13.5 проекта контракта предусмотрено, что любые изменения к настоящему контракту, не противоречащие действующему законодательству РФ, оформляются дополнительными соглашениями Сторон, подписанными обеими сторонами контракта с надлежащим оформлением полномочий, и подлежат регистрации в реестре контрактов. Во всем, что не предусмотрено настоящим контрактом, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек (Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Таким образом, при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, стороны должны действовать в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе и пунктами 11.2, 13.5 контракта.
В соответствии с частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Таким образом, проект контракта содержит все обязательные условия, предусмотренные положениями статьи 34 Закона о контрактной системе, позволяющие его применение с учетом распространения коронавирусной инфекции. В данной части довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Билюта" обоснованной в части довода по избыточным требованиям к участникам закупки.
Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Выдать обязательное доя исполнение предписание об устранении допущенного нарушения.
Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 22 июня 2020 г. N 003/06/31-488/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.06.2020