Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России,
Члены Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России; А.А. Матафонова, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России;
в присутствии представителей Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" - Терехина А.К. по доверенности от 23.12.2019 г. N 5203/19, Смирновой К.А. по доверенности от 17.06.2020 г. N 2236/20,
в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "ОМЕГА", уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ОМЕГА" (далее - Заявитель, Общество) на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - Заказчик), при проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства "Поставка котельного оборудования" (далее - Аукцион), извещение N 32009151772 в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чукотское УФАС России 08.06.2020 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.
В своей жалобе Заявитель указывает, что 15 мая 2020 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 32009151772 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на Поставку котельного оборудования.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона, заявка Общества, была необоснованно отклонена.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона, действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях, присутствовавших в заседании представителей Заказчика, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, (далее - Документация) размещено в ЕИС - 15.05.2020 г.
Начальная (максимальная) цена договора - 21 782 900,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 30.05.2020 в 09:00 (МСК+9).
Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика)-02.06.2020 (МСК+9).
Дата подведения итогов - 04.06.2020 (МСК+9).
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", утвержденным и.о. Генерального директора ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" А.С. Никуленко от 25 января 2019 года (далее - Положение о закупке).
Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме N 32009151772-01 от 02.06.2020, заявке Общества, с порядковым N 3223, отказано в допуске на основании предоставления заявки, несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а именно:
"Заявка не соответствует части 2 раздела 27 Документации об аукционе.
По пункту 4 Технического задания
В заявке участника закупки: "Тип корпуса неразъемный, сварной, доступ в корпус по оси, сверху".
Согласно ГОСТ 28343-89: по типу корпуса краны делятся на неразъемные и разъемные. В свою очередь неразъемные краны могут быть сварными, с доступом в корпус по оси и с доступом в корпус сверху. Таким образом, кран не может быть одновременно сварным и с доступом в корпус по оси и с доступом в корпус сверху, эти три характеристики являются взаимоисключающими.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: перечисление взаимоисключающих характеристик товара через запятую означает, что в первой части заявки предоставляются показатели в отношении одной характеристики товара (материала). Это требование не соблюдено.
По пункту 5 Технического задания
В заявке участника закупки: "Габаритные размеры А и А2, мм, размер А 477 мм, размер А2 524 мм. Размер А1 163 мм, размер АЗ 139 мм, размер А4 508 мм, размер А5 175 мм" подчеркнутые не соответствуют.
Согласно технической документации: фактические размеры Вентилятора ВЦ 14-46-2,5 исп. 1: А=483, А2=565, А1-163, А3=139, А4=525, А5=175.
Указанные в заявке участника размеры должны не только удовлетворять инструкции по заполнению относительно знаков больше, меньше и прочих, но и соответствовать техническим данным".
Согласно пунктам 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к участникам такой закупки.
Заказчиком в пункте 4 приложения N5 Технического задания аукционной документации, установлены требования к поставляемым товарам:
4 |
Кран шаровой фланцевый, номинальный проход DN 100 мм |
Полнопроходной или с зауженным проходом. Номинальное давление PN 1,6 МПа (16кгс/см2). Используется для рабочей среды - вода холодная и горячая. Тип шара: плавающая пробка (поддерживается седлами), в опорах (цапфах). Тип корпуса неразъемный, сварной, доступ в корпус по оси, сверху. Материал крана сталь Ст 20. Минимальная толщина стенки корпуса 6,00 мм. Эффективный диаметр не более 98 мм. Конструкция крана должна предусматривать возможность управления краном с помощью рукоятки. Рукоятка из алюминия или стали. Материал уплотнительных седел в затворе фторопласт, материал уплотнительного кольца в сальнике резина, фторопласт. На кране должна быть обязательная маркировка: номинальный диаметр DN, номинальное давление PN, материал корпуса, товарный знак и (или) наименование изготовителя, направление подачи рабочей среды в арматуру, месяц и год изготовления, заводской номер изделия. На рукоятке должна быть нанесена маркировка, позволяющая указывать положение "открыто" и "закрыто". Установка рукоятки должна гарантировать возможность легкого их съема и замены. Должны быть предусмотрены ограничители хода как для полностью открытого, так и закрытого положения крана. Отверстия шара должны иметь круглую форму и диаметр не менее 75 мм. Класс герметичности крана по ГОСТ 9544-2015 - "А". Кран соответствует ГОСТ 28343-89; |
Заказчику требуются Кран шаровой фланцевый, который соответствует ГОСТ 28343-89.
Комиссия установила, что согласно положениям ГОСТ 28343-89:
Тип корпуса делится
Из положений ГОСТ 28343-89, установлено, что по типу корпуса краны делятся на неразъемные и разъемные. В свою очередь, неразъемный корпус делится на три разных типа: 1. Сварной. 2. С доступом в корпус по оси. 3. С доступом в корпус сверху.
Таким образом, Заказчик в своей документации предлагает на выбор три вида неразъемных корпусов согласно ГОСТ 28343-89, Заявитель в своей Заявке должен был указать один конкретный тип неразъёмного корпуса: или сварной, или доступ в корпус по оси, или доступ в корпус сверху.
Однако участник в первой части заявки предоставил сведения, несоответствующие требованиям документации, а именно:
4 |
Кран шаровой фланцевый, номинальный проход DN 100 мм |
Полнопроходной. Номинальное давление PN 1,6 Мпа (16кгс/см 2 ). Используется для рабочей среды - вода холодная и горячая. Тип шара: плавающая пробка (поддерживается седлами), в опорах (цапфах). ТИП КОРПУСА НЕРАЗЪЕМНЫЙ, СВАРНОЙ, ДОСТУП В КОРПУС ПО ОСИ, СВЕРХУ. Материал крана сталь Ст 20. Минимальная толщина стенки корпуса 6,00 мм. Эффективный диаметр 98 мм. Конструкция крана предусматривает возможность управления краном с помощью рукоятки. Рукоятка из стали. Материал уплотнительных седел в затворе фторопласт, материал уплотнительного кольца в сальнике фторопласт. На кране присутствует обязательная маркировка: номинальный диаметр DN, номинальное давление PN, материал корпуса, наименование изготовителя, направление подачи рабочей среды в арматуру, месяц и год изготовления, заводской номер изделия. На рукоятке нанесена маркировка, позволяющая указывать положение "открыто" и "закрыто". Установка рукоятки гарантирует возможность легкого их съема и замены. предусмотрены ограничители хода как для полностью открытого, так и закрытого положения крана. Отверстия шара имеют круглую форму и диаметр 98 мм. Класс герметичности крана по ГОСТ 9544-2015 - "А". Кран соответствует ГОСТ 28343-89; |
Согласно ГОСТ 28343-89 Кран шаровой фланцевый, номинальный проход DN 100 мм не может быть одновременно сварным и с доступом в корпус по оси - эти два типа являются взаимоисключающими.
Из Заявки Заявителя следует, что он предоставляет Заказчику 3 разных вида Крана неразъемного корпуса: 1. Тип корпуса сварной; 2. Доступ в корпус по оси; 3. С доступом в корпус сверху. Тогда как Заказчику требуется лишь один конкретный тип неразъёмного корпуса.
Таким образом, данный довод признан необоснованным, так как 3 разных типа неразъёмного корпуса, указанные Заявителем в заявке, не соответствуют требованиям документации и противоречат положениям ГОСТ 28343-89.
По второму пункту отклонения заявки Заявителя, Комиссия сообщает следующее.
Пунктом 5 приложения N5 Технического задания Аукционной документации, Заказчиком установлены следующие требования к поставляемым товарам:
5. |
Вентилятор ВЦ14-46-2,5 исп. 1 с электродвигателем АИР100 S2 |
вентилятор радиальный среднего давления. Одностороннего всасывания. Прямой привод. Конструктивное исполнение - 1. Корпус спиральный поворотный. Имеет вперед загнутые лопатки. Количество лопаток менее 33. Изготовлен из углеродистой или нержавеющей стали. Функционально должен соответствовать Черт.1, НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ габаритные размеры А и А2, мм, размер А \x{2265} 485 мм, размер А2 \x{02c3} 565 мм. Размер А1 \x{02c2} 165 мм, размер А3 \x{02c2} 140 мм, размер А4 \x{2264} 525 мм, размер А5 \x{02c3} 174 мм. Мощность двигателя не менее 4,0 кВт, частота вращения рабочего колеса не менее 2850 об/мин, полное давление, 1970 Па.
Черт.1 |
В свою очередь, в Заявке Заявителя указаны следующие габаритные размеры Вентилятора ВЦ14-46-2,5 исп. 1 с электродвигателем АИР100 S2:
5. |
Вентилятор ВЦ14-46-2,5 исп. 1 с электродвигателем АИР100 S2 |
вентилятор радиальный среднего давления. Одностороннего всасывания. Прямой привод. Конструктивное исполнение - 1. Корпус спиральный поворотный. Имеет вперед загнутые лопатки. Количество лопаток 32. Изготовлен из углеродистой стали. Функционально соответствует Черт.1, ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ А И А 2, ММ, РАЗМЕР А 477 ММ, РАЗМЕР А 2 524 ММ. РАЗМЕР А 1 163 ММ, РАЗМЕР А 3 139 ММ, РАЗМЕР А 4 508 ММ, РАЗМЕР А 5 175 ММ. Мощность двигателя 4,0 кВт, частота вращения рабочего колеса 2850 об/мин, полное давление, 1970 Па. Черт.1 |
Комиссией установлено, что в открытом доступе в сети Интернет, имеются данные Вентилятора ВЦ14-46-2,5, разных производителей, подходящих под требование Заказчика.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в документации установлены габаритные размеры Вентилятора ВЦ14-46-2,5 исп. 1 с электродвигателем АИР100 S2, которые читаются следующим образом: "Функционально должен соответствовать Черт.1, НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ габаритные размеры А и А2, мм, размер А \x{2265} 485 мм, размер А2 \x{02c3} 565 мм. Размер А1 \x{02c2} 165 мм, размер А3 \x{02c2} 140 мм, размер А4 \x{2264} 525 мм, размер А5 \x{02c3} 174 мм", т.е. Заявитель должен был представить следующие габаритные размеры, которые читаются равно наоборот: размер А \x{2264} 485 мм, размер А2 \x{02c2} 565 мм. Размер А1 \x{02c3} 165 мм, размер А3 \x{02c3} 140 мм, размер А4 \x{2265} 525 мм, размер А5 \x{02c2} 174 мм.
Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным. Закупочная комиссия Заказчика правомерно отказала в допуске Заявителю по данному доводу.
Заявитель считает не допуск его заявки на участие в Закупке незаконным, указывая, что документация и инструкция по заполнению заявок для участия в аукционе составлены ненадлежащее. Поскольку содержат противоречивые и излишние требования к предоставлению показателей товара.
При этом Заявителем не учтено следующее.
Следует отметить, что нарушения при составлении Документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, а именно на требование Заказчиком к установлению показателей, следует признать, что подобное, по мнению Заявителя нарушение (в случае его действительного наличия в действиях организатора закупки) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких обстоятельств в Документации Заявитель указал только после отказа Заказчика допустить его к участию в закупочной процедуре, что фактически является злоупотреблением правом.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках определен принцип, которым, в том числе руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Аналогичное положение закреплено в пункте 9.3.2 и 9.3.3 Положении о закупках ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз".
Несмотря на тот факт, что у участника закупки, в период срока подачи первых частей заявок, имелась реальная возможность обратиться в адрес ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" за разъяснением положений Документации, в т.ч. Технического задания, Заявитель запрос разъяснений в адрес Заказчика не направил.
Комиссия, рассматривая жалобу Заявителя, исходит из необходимости оценки действий Заказчика на момент принятия соответствующего решения об отклонении заявки заявителя от участия в закупке. В настоящем случае, Заказчик отклонил заявку общества ввиду ее несоответствия требованиям документации. В связи с чем, оценивая действия Заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований документации, Комиссия не находит оснований для вывода о наличии в действиях Заказчика нарушений по отклонению заявки Заявителя от участия в закупке.
Первоочередной целью Закона о закупках, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года N 309-КГ17- 7502).
Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Дополнительным подтверждением того, что при осуществлении данной закупки отсутствует ограничение конкуренции является то, что на участие в данном аукционе подано 17 заявок и 10 участников допущены до участия в электронном аукционе, что говорит о том, что эти участники однозначно правильно поняли инструкцию по заполнению заявки и характеристики, установленные в Техническом задании.
В соответствии с положениями части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чукотского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ОМЕГА" на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", при проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства "Поставка котельного оборудования", извещение N 32009151772, необоснованной.
Председатель Комиссии: |
________________________ |
Т.А. Омаев |
|
|
|
|
|||
Члены Комиссии: |
________________________ |
И.В. Смолягина |
||
|
________________________ |
А.А. Матафонова |
||
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 22 июня 2020 г. N 087/10/18.1-95/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.06.2020