Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 N 26/20, в составе:
<...> - председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,
<...> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,
<...> - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,
при участии:
<...> - директора АО "Хохломская роспись"
<...> - и.о. директора Департамента лесного хозяйства Нижегородской области,
<...> - представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (по доверенности от 15.06.2020),
<...> - представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (по доверенности от 15.06.2020),
рассмотрев 16 июня 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу акционерного общества "Хохломская роспись" на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (номер извещения на сайте https://torgi.gov.ru - 280220/0168806/01),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 04.06.2020 поступила жалоба акционерного общества "Хохломская роспись" на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (номер извещения на сайте https://torgi.gov.ru - 280220/0168806/02) (далее - конкурс).
При обращении в Управление заявитель сообщил о неправомерном, по его мнению, определению победителем конкурса ООО "Фанпром" в связи с указанием обществом в своей заявке заведомо ложных сведений о планируемой стоимости (годовой) произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу АО "Хохломская роспись" в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 16.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 11.06.2020 N ОШ/8832/20).
В соответствии с Письмом ФАС России N ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ N 206 от 25.03.2020 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", N 239 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
16.06.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы АО "Хохломская роспись" на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.
Заслушав заявителя и организатора торгов, изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что АО "Хохломская роспись" обладает правом на обжалование действий организатора торгов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области 28.02.2020 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (номер извещения на сайте https://torgi.gov.ru - 280220/0168806/02) извещение и документация о проведении торгов в форме конкурса в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в городском округе город Семенов Нижегородской области, Семеновском районом лесничестве, Линдовском участковом лесничестве, кварталах NN 42 (за исключением части выделов 10, 22, выделов 14,18,43,44), 48 (за исключением части выдела 10), 49-51,53-60,64-70, общей площадью 3562,3069 га.
Кадастровый номер лесного (земельного) участка 52:12:1400209:678 (приложение 2 к Документации о конкурсе).
Ежегодный объем заготовки древесины - 8,767 тыс. м3, в т.ч. 6,596 тыс. м3 по хвойному хозяйству.
Рассматриваемые торги проводятся в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1475.
Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины определены Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 241 (далее - Постановление N 241).
Согласно протоколу о результатах конкурса от 03.06.2020 N 2 участниками конкурса признаны АО "Хохломская роспись", ООО "Фанпром" и ООО "Молоток". Победителем конкурса признано ООО "Фанпром".
В соответствии с конкурсной документацией оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся конкурсной комиссией на основании критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 241.
Конкурсные предложения должны содержать следующие показатели:
1) превышение предложенной участником конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины цены предмета конкурса (ежегодной арендной платы) над установленной в документации о конкурсе начальной ценой предмета конкурса (ежегодной арендной платой).
2) планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении.
3) планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
4) наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек.
численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.
Из вышеуказанного протокола о результатах конкурса следует, что участниками конкурса предложены следующие показатели по критерию "планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении":
АО "Хохломская роспись" - 192 000 000 рублей,
ООО "Фанпром" - 6 685 200 000 рублей,
ООО "Молоток" - 29 461 000 рублей.
При этом конкурсной комиссией Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в протоколе о результатах конкурса отражено, что, по мнению комиссии, предложенный участниками конкурса планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины не соотносится с площадью лесного участка, являющегося предметом конкурса, что не соответствует правилам и методике оценки заявок, утвержденным Постановлением N 241.
Вместе с тем Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на то, что предложенный ООО "Фанпром" планируемый объем в 226 раз превышает предложение ООО "Молоток" и в 34 раза - предложение АО "Хохломская роспись", при этом достоверность представленных данным участником сведений и возможность реального производства предложенного им планируемого объема не оценивалась организатором конкурса, что могло привести к злоупотреблениям при проведении конкурса как со стороны участников конкурса, так и со стороны организатора.
В соответствии со статьей 80.2 Лесного кодекса РФ при проведении конкурса конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов в порядке, установленном конкурсной документацией. Рассмотрение и обсуждение конкурсных предложений осуществляются на заседании конкурсной комиссии. При рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.
Оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комиссия имела возможность провести оценку конкурсных предложений по критерию N 2 надлежащим образом, с учетом указанных в заявках производимых изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, их текущей средней рыночной стоимости, прогнозной средней рыночной стоимости изготавливаемой продукции на срок аренды лесного участка, являющегося предметом открытого конкурса, в случае необходимости воспользовавшись своим правом по привлечению экспертов и экспертных организаций к оценке конкурсных предложений, фактически устранилась от выполнения своих обязанностей, чем нарушила требования статьи 80.2 Лесного кодекса РФ.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о признании жалобы АО "Хохломская роспись" обоснованной.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьёй 23 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
Жалобу акционерного общества "Хохломская роспись" на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (номер извещения на сайте https://torgi.gov.ru - 280220/0168806/02) признать обоснованной.
Выдать Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
<...>
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 июня 2020 г. N 052/10/18.1-1090/2020 (ключевые темы: договор аренды лесного участка - конкурс - защита конкуренции - антимонопольный орган - заготовка древесины)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.06.2020