Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
<_> - руководителя Челябинского УФАС России; |
членов Комиссии:
|
<_>- главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; <_>- специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 074/05/15-582/2020, возбужденное по факту превышения 15 января 2020 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала "Аша FM" относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - Управление Роскомнадзора по Челябинской области) с заявлением по факту превышения 15 января 2020 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала "Аша FM" относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Из заявления следует, что за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года в эфир радиоканала "Аша FM" выходили рекламные ролики общей продолжительностью 47 минут 35 секунды (84,07 % по отношению к вещанию СМИ в сутки, составляющему 56 минут 36 секунд).
В подтверждение указанного факта Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена аудиозапись эфира СМИ "Аша FM" за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года, а также справка о результатах анализа записей эфира на частоте 104,3 МГц в г. Сим Челябинской области за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено свидетельство о регистрации средства массовой информации серия Эл N ТУ74-01160 от 2 февраля 2015 года, подтверждающее регистрацию радиоканала "Аша FM" в качестве средства массовой информации (далее - СМИ), согласно которому учредителем данного радиоканала является Общество с ограниченной ответственностью "Ярдус" (далее - ООО "Ярдус") (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9).
Челябинским УФАС России сделан запрос ООО "Ярдус" о представлении необходимых документов и информации.
В ответ на запрос представитель ООО "Ярдус" представил лицензию на осуществление радиовещания серия РВ N25761 от 19 августа 2014 года (далее - лицензия), предоставленная ООО "Ярдус" г. Аша (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9).
Согласно приложению N 1 к лицензии СМИ "Аша FM" (ООО "Ярдус") вправе осуществлять следующие направления вещания: информационное (новости о погоде или иные сообщения), развлекательное (программы с участием радиослушателей, музыкальные приветы, песни по заявкам и т.п.).
ООО "Ярдус" также представлены: таблица эфира вещания радиоканала СМИ "Аша FM" за 15.01.2020, акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании, Письмо Роскомнадзора от 4 февраля 2014 года N 05 КМ-3178: разъяснения о порядке подсчета объема вещания телеканала (радиоканала), акт систематического наблюдения ООО "Ярдус" А-74/5/2, справка о результатах записей эфира, ходатайство к Управлению Роскомнадзора по Челябинской области, дополнительное соглашение к договору N Р-АР-16-12 от 01 июля 2016 года (далее - дополнительное соглашение), структура программы "Прогноз погоды".
Согласно пункту 1.1. дополнительного соглашения ООО "Ярдус" обязуется передавать в эфир на Территории Сетевые рекламные блоки в составе Сообщения Сетевой программы в следующие периоды:
На 15-й минуте каждого часа - хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 5 минут;
На 33-й минуте каждого часа - хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 4 минут;
На 45-й минуте каждого часа - хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 4 минут;
На 55-й минуте каждого часа - хронометраж каждого Сетевого рекламного блока составляет не более 2 минут.
Согласно пункту 1.2. ООО "Ярдус" вправе передавать в эфир на Территории Местные рекламные блоки в составе Программы собственного производства в следующие периоды:
1.2.1. На 15-й минуте каждого часа в период с 07:00 до 22:59 (местного времени) - хронометраж каждого Местного рекламного блока составляет не более 30 (Тридцати) секунд. Хронометраж каждого Местного рекламного блока в обозначенный промежуток времени, согласно действующего закона о рекламе, должен составлять не более 20 % от общего объема вещания. Согласно действующей лицензии на вещание для ООО "Ярдус" такой объем составляет не более 8 минут в сутки.
При этом, самого договора N Р-АР-16-12 от 01 июля 2016 года не представлено.
На запрос Челябинского УФАС России ООО "Ярдус" предоставило письменные пояснения, согласно которым превышение нормативов суточного вещания СМИ "Аша FM" 11 января 2020 года произошло в результате ошибки в обслуживании программного вещательного комплекса вследствие событий человеческого фактора.
Акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании приложены в качестве доказательств данного факта.
Так, ООО "Ярдус" указывает, что данное событие привело к замене, частичной утрате и фрагментарному изменению имен файлов, в том числе и оформления эфира. В данном случае, - это джингл "Авторадио" без возрастных ограничений, который служит "маркером" для подсчета эфирного времени Роскомнадзором.
В указанных пояснениях указано, что в период с 00 ч. 00 мин. 13 января 2020 года по 23 ч. 59 мин. 19 января 2020 года Управление Роскомнадзора по Челябинской области, в отношении ООО "Ярдус" проводит "систематическое наблюдение", в результате которого выявляется увеличение времени СМИ "Аша FM" на 31 минуту 33 секунды.
В качестве доказательств представлен акт о неисправности и приказ о дисциплинарном взыскании от 21 января 2020 года.
ООО "Ярдус" указывает, что в период с 11 по 17 января 2020 года из эфира временно был удален "маркер" "Авторадио" без возрастных ограничений", что привело к несогласованности выводов ведомства и реального положения эфирных событий СМИ "Аша FM".
Задача джингла "Авторадио" без возрастных ограничений" - разделить вещание на "сетевой эфир и региональный", чего не было сделано в обозначенный период (с 11 по 17 января 2020 года). Но 18 и 19 января рекламное время во всех блоках относится к СМИ "Авторадио".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области в ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в отношении радиоканала "Аша FM" выявлено превышение нормативов вещания общей продолжительности рекламы относительно общей продолжительности суточного вещания.
Челябинским УФАС России осуществлено прослушивание аудиозаписи эфира СМИ "Аша FM" за период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года.
Из анализа прослушанной аудиозаписи следует, что продолжительность вещания радиоканала "Аша FM" в сутки 15 января 2020 года составила 56 минут 36 секунд.
При этом объем рекламы в указанный период составил 47 минут 35 секунд, что составляет 84,07 % по отношению к вещанию СМИ в сутки.
Согласно положениям статьи 3 Закона о рекламе под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3).
Информация, распространенная ООО "Ярдус" в эфире СМИ "Аша FM", была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.
При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.
Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).
При этом в объем рекламы, транслирующийся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).
Анализ норм Закона о СМИ показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется только с учетом выходов региональной рекламной информации.
Радиоканал СМИ "Аша FM" вещает на одной частоте с радиоканалом "Авторадио" ввиду чего при расчете объема рекламы относительно всей программы вещания в сутки Челябинское УФАС России исходило из объема суточного вещания для радиоканала СМИ "Аша FM" отдельно, исключая время вещания радиоканала "Авторадио".
Таким образом, в период с 00 часов 00 минут 15 января 2020 года по 23 часа 59 минут 15 января 2020 года объем рекламы на радиоканале СМИ "Аша FM" составил 84,07 % вещания в сутки, что превышает 20 % вещания рекламы в сутки, а, следовательно, является нарушением требования части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рекламы с превышением допустимого объема относительно общего объема суточного вещания является ООО "Ярдус" (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9), как лицо, осуществляющее радиовещание на основании лицензии: серия РВ N25761 от 19 августа 2014 года.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Поскольку в настоящее время распространение ненадлежащей рекламы прекращено, необходимость выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО "Ярдус" (ОГРН 1127401000066, ИНН: 7401016498, КПП: 745701001, дата регистрации: 27.01.2012, адрес регистрации: 456010, Челябинская область, Ашинский район, г. Аша, ул. Озимина, д. 1, оф. 9) 15 января 2020 года, с превышением предельно допустимого объема - 20 % времени вещания в течение суток, что противоречит требованиям части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Ярдус" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Исп.: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июня 2020 г. N 074/05/15-582/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2020