Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Организатор торгов) и ООО "Тенеф" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.06.2020 вх. N 19663/20) ООО "Тенеф" на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение N 32009105599), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
23 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32009105599 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
20 790 758,93 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
23.04.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
12.05.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
15.05.2020, 19.05.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Сызранская, д.15 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Тенеф" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Тенеф" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/17039/20 от 04.06.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/17039/20 от 04.06.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 156/2020-ЭА от 15.05.2020 заявка ООО "Тенеф" (порядковый номер заявки: N 3) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Заявка N 3 не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно:
1) по товару "Средство смазочное тип 14" участник указывает "Предназначено для применения в узлах колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения работающих при температурах более -41°С _ менее +121°С.", что не соответствует требованиям Инструкции, а именно:
"п. 1.2 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов ("более", "св.") и символов (">") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.",
"п. 1.3 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов ("менее", "меньше") и символов ("<") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.",
"Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда указание на минимальность или максимальность показателя содержится в значении показателя в виде слов, перечисленных в п. 1.1 и 1.4, а также в виде символов, перечисленных в п.1.4 инструкции по заполнению первой части заявки";
2) по товару "Средство смазочное тип 22", участник указывает "Изготовлен из индустриального масла общего назначения", вместе с этим участником указано "вязкость кинематическая смеси индустриальных масел при 50°С: 26 сСт", "марка масла в смеси индустриальных масел: И-20А", что не соответствует ГОСТ 1033-79, т.к. для индустриального масла общего назначения, данные показатели не применяются".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
На основании п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 24 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из п. 24 Информационной карты, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме (по рекомендованной форме 2).
Разделом 15 Документации предусмотрена форма "Сведения по предлагаемым к поставке товарам" (далее - Форма N 2).
Приложением N 2 к техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, а также инструкция по заполнению Формы N 2 (далее - Инструкция).
Как следует из Инструкции, в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить следующие сведения: - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В описании товаров заказчик использует следующие виды показателей: 1. показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения в виде требований, содержащих указание на максимальность и (или) минимальность.
Согласно п. 1.2 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов ("более", "св.") и символов (">") участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.
На основании п. 1.3 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов ("менее", "меньше") и символов ("<") участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.
В соответствии с п. 1.7 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.3 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знака ",", а также при использовании знаков "-", "_", участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
Также заказчик вправе установить следующие виды показателей: 3. показатели, для которых указаны варианты значений.
Как следует из п. 3.1 Инструкции, при указании заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде слов и символов "или", "/", "либо" без использования слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п.1.1-1.4, участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений. Выбрав при заполнении первой части заявки одно из альтернативных значений показателей товара, участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, характерные именно для выбранного одного из альтернативных значений показателей. В случае, если показатели не нормируется для выбранного значения, то участник не указывает данные показатели, либо указывает, что значения данных показателей не нормируются, не используются, не применяются.
Согласно п. 5.1 Документации комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании пп. 2 п. 5.4 Документации заявка участника закупки отклоняется от участия в аукционе в случае, если представленные сведения не соответствуют требованиям Документации.
Представитель Организатора торгов отметила, что по товару "Средство смазочное тип 14" приложением N 2 к техническому заданию установлено требование: "функциональная характеристика: должно быть предназначено для применения в узлах колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения работающих при температурах более -41°С _ менее +121°С". Заявителем ООО "Тенеф" в составе заявки было представлено следующее значение показателя: "Предназначено для применения в узлах колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения работающих при температурах более -41°С ... менее +121°С.", что не соответствовало требованиям Инструкции, так как согласно п. 1.7. Инструкции при установлении данного показателя от участника требовалось представить диапазонное значение с учетом требований Инструкции, а также правил применения заказчиком слов "более", "менее". Также значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя.
Представитель Организатора торгов также отметила, что по товару "Средство смазочное тип 22", приложением N 2 к техническому заданию установлено требование о соответствии ГОСТ 1033-79 "Смазка солидол жировой. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)".
В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 1033-79 Смазку изготовляют из: выщелоченного индустриального масла марки 20В или индустриального масла общего назначения по ГОСТ 20799, марки И-20А, или смеси выщелоченных масел марок 20 и 40, сСт на мм2/с, или смеси индустриальных масел по ГОСТ 20799, марок И-20А и И-40А с кинематической вязкостью при 50 °С 18-33 сСт, загущением гидратированными кальциевыми мылами жирных кислот, входящих в состав естественных жиров (хлопкового масла, саломаса и других).
Представитель Организатора торгов пояснила, что в соответствии с данным ГОСТ заказчиком было установлено требование по товару "средство смазочное тип 22": "должен быть изготовлен из индустриального масла общего назначения/из смеси индустриальных масел", то есть участнику был предоставлен выбор. Заявитель ООО "Тенеф" указал в своей заявке "Изготовлен из индустриального масла общего назначения". Вместе с тем приложением N 2 к техническому заданию были установлены требования к другим характеристикам данного товара, такие как: "По товару средство смазочное тип 22 установлено требование к показателю вязкость кинематическая смеси индустриальных масел при 50°С: должна быть 18-33 сСт", "По товару средство смазочное тип 22 установлено требование к показателю марка масла в смеси индустриальных масел: должна быть И-20А; И-40А". Ввиду того, что Заявитель ООО "Тенеф" в составе заявки указывает "Индустриальное масло общего назначения", то характеристики относящиеся к "смеси индустриальных масел" указывать в заявке не должен, что также отражено в п. 3.1 Инструкции: "Выбрав при заполнении первой части заявки одно из альтернативных значений показателей товара, участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, характерные именно для выбранного одного из альтернативных значений показателей. В случае, если показатели не нормируется для выбранного значения, то участник не указывает данные показатели, либо указывает, что значения данных показателей не нормируются, не используются, не применяются". Таким образом, Заявителем нарушены правила предоставления конкретных показателей товара в составе заявки, вследствие чего заявка ООО "Тенеф" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Тенеф", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Тенеф" в составе первой части заявки на участие в Закупке представил Форму N 2, в которой в отношении товаров "Средство смазочное тип 14" и "Средство смазочное тип 22" указал значения показателей, не соответствующие требованиям п.п. 1.7, 3.1 Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Тенеф" от участия в процедуре Закупки согласно пп. 2 п. 5.4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Тенеф" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Тенеф" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 01.06.2020 вх. N 19663/20) ООО "Тенеф" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение N 32009105599) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.06.2020