Резолютивная часть решения объявлена: 11.06.2020 г.
Решение в полном объёме изготовлено: 15.06.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. - Председатель комиссии, заместитель руководителя Управления - начальник отдела,
Гаврилов В.А. - член комиссии, специалист - эксперт,
Мелкумян Г.М. - член комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев дело N 036/01/10-429/2020, возбужденное по признакам нарушения Акционерным обществом ТЗК "Интерджет-Воронеж" (ОГРН 1023601574006; ИНН/КПП 7734191707/362501001); (396020, Воронежская область, Рамонский район, транспортная развязка на аэропорт, п. Рамонь, ул. Мосина, д. 2 а/я N12; далее - АО ТЗК "Интерджет-Воронеж") пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, а также на услуги по хранению авиационного топлива, в присутствии представителей:
от АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" - <_>, <_>;
У С Т А Н О В И Л А:
В связи с поручением Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России), поступившим в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по вопросу наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях акционерного общества ТЗК "Интерджет-Воронеж", осуществляющего деятельность на территории международного аэропорта имени Петра I по самостоятельному установлению тарифов на услуги, подлежащие государственному регулированию.
13.03.2020 г. Управлением в ходе проведения проверки от ЗАО ТЗК "Интерджет-Воронеж" получена информация из которой установлено, что ЗАО ТЗК "Интерджет-Воронеж" на основании внутреннего расчета отпускной цены авиа ГСМ от 01.01.2019 г., утвержденного генеральным директором ЗАО ТЗК "Интерджет-Воронеж" установило тариф на услуги по заправке воздушных судов в аэропорту "Воронеж-Чертовицкое" (международный аэропорт имени Петра I). Одновременно с этим, ЗАО ТЗК "Интерджет-Воронеж" самостоятельно установлен тариф на услуги по хранению авиационного топлива на основании договоров хранения, заключенных между ЗАО ТЗК "Интерджет-Воронеж" и контрагентами.
Вместе с тем, деятельность по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также услуги по хранению авиационного топлива регулируется государством.
При проверке установлено, что АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I, а также на рынке услуг по хранению авиационного топлива (в пределах зоны обслуживания), что подтверждается соответствующими обзорами о состоянии конкурентной среды на указанных рынках от 01.06.2020 г.
В связи с наличием в действиях АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, а также на услуги по хранению авиационного топлива, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело N 036/01/10-429/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 28.05.2020 г. в 14 час. 30 мин. (мск), в связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов в рассмотрении дела объявлялся перерыв до 04.06.2020 г.
04.06.2020 г. на рассмотрении дела N 036/01/10-429/2020 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовали от АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" - <_>, <_>.
Согласно объяснениям, полученным от АО ТЗК "Интерджет-Воронеж", данная организация не является субъектом естественной монополии, в связи с чем, по мнению АО ТЗК "Интерджет-Воронеж", данная организация не занимает доминирующего положения на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и на рынке услуг по хранению авиационного топлива, а также цена на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и на услуги по хранению авиационного топлива на территории международного аэропорта имени Петра I является экономически обоснованной в силу того, что тариф зарегистрирован в центре регистрации тарифов.
Представитель АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" возражал против возбуждения в отношении АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" дела N 036/01/10-429/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, одновременно указал, что АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" не нарушало пункт 10 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Управления, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле пришла к выводу, что в действиях АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" имеется факт злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере естественной монополии.
Согласно абзацу 5 статьи 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Указанным постановлением Правительства РФ утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены, в том числе услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также услуги по хранению авиационного топлива (пункты 5 и 6 перечня услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293; далее - Перечень).
Согласно пункту 5.3.21.24 Положения о Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 ФАС России устанавливает (утверждает, регистрирует) цены (тарифы) на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Таким образом, в силу абзаца 5 статьи 6 Закона о естественных монополиях, пункта 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293., АО ТЗК "Интерджет-Воронеж", осуществляя деятельность по оказанию услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также услуг по хранению авиационного топлива обязано было обратиться в орган регулирования субъектов естественных монополий, а именно: в ФАС России для установления соответствующих тарифов на данные услуги, согласно действующему законодательству.
Однако из материалов дела следует, что АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" самостоятельно устанавливает тарифы для своих контрагентов, согласно внутреннему расчету, что подтверждается договорами на оказание услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также договорами хранения авиационного топлива, заключенными между АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" и его контрагентами (имеются в материалах дела).
При указанных обстоятельствах, действия АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа на услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом и на услуги по хранению авиационного топлива нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.
Учитывая изложенное, действия АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I, а также за услуги по хранению авиационного топлива (в зоне деятельности АО ТЗК "Интерджет-Воронеж") имеют своим результатом ущемление интересов неопределенного круга потребителей, поскольку последние вынуждены оплачивать указанные услуги по экономически необоснованной, не установленной государственным органом цене.
В связи с этим, действия АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, а также за услуги по хранению авиационного топлива, нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" о том, что данная организация не является субъектом естественной монополии, а также не занимает доминирующего положения, является необоснованным, поскольку осуществляемая АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" деятельность по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также деятельность по хранению авиационного топлива относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии (часть 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пункты 5 и 6 Перечня).
Таким образом, АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I и на рынке услуг по хранению авиационного топлива в зоне обслуживания АО ТЗК "Интерджет-Воронеж", что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I от 01.06.2020 г., и обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению авиационного топлива от 01.06.2020 г.
Довод АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" о том, что цена на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, а также по хранению авиационного топлива является экономически обоснованной, является ошибочным, поскольку указанная цена не утверждена уполномоченным государственным органом (ФАС России).
Довод АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" о том, что имеющееся на хранении авиационное топливо используется не только для заправки воздушных судов, но и в иных целях, и, соответственно, услуги по хранению авиационного топлива для использования в иных целях не подлежат государственному регулированию, является необоснованным, поскольку действующее законодательство, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по хранению авиационного топлива не содержит каких-либо исключений в части использования авиационного топлива.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний:
- о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт наличия у АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" доминирующего положения на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I (в зоне деятельности АО ТЗК "Интерджет-Воронеж").
2. Признать факт наличия у АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" доминирующего положения на рынке услуг по хранению авиационного топлива (в зоне деятельности АО ТЗК "Интерджет-Воронеж").
3. Признать действия АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" по установлению и взиманию с потребителей платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I, а также за услуги по хранению авиационного топлива, злоупотреблением доминирующем положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4. Выдать АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
5. Выдать АО ТЗК "Интерджет-Воронеж" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии: В.А. Гаврилов
Г.М. Мелкумян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 июня 2020 г. N 036/01/10-429/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.06.2020