Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> - начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;
<...> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
<...> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее - ИП <...>, Заявитель) на действия муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (далее - МП г. Омска "Тепловая компания", Предприятие, Заказчик, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку задвижек (извещение о проведении закупки N 32009141631 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - аукцион, закупка),
в присутствии представителя ИП <...> посредством системы средств видеоконференцсвязи - <...> (доверенность от 01.06.2020 б/н, личность удостоверена паспортом),
в отсутствие представителя МП г. Омска "Тепловая компания", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу (ходатайство от 11.06.2020),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 05.06.2020 N 6196э), который полагает, что МП г. Омска "Тепловая компания" неправомерно принято решение об отказе в допуске ИП <...> к участию в аукционе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что 27.05.2020 ИП <...> была подана заявка на участие в аукционе.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе N ПРА 144/20 от 02.06.2020 комиссией по осуществлению закупок МП г. Омска "Тепловая компания" было принято решение отказать ИП <...> в допуске к участию в аукционе на основании подпункта 2 пункта 5.3 документации о проведении аукциона ввиду несоответствия информации, предусмотренной пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона, требованиям документации о проведении аукциона - характеристики предлагаемого для поставки товара в заявке участника закупки по позициям N 1-9 "Задвижка" - "Установочное положение: в горизонтальном положении" не соответствует требованиям документации о проведении аукциона "Установочное положение: любое в верхней полусфере относительно горизонтальной плоскости (в том числе в горизонтальном положении)", по позициям N 10-11 "Задвижка" - "Установочное положение: в горизонтальном положении" не соответствует требованиям документации о проведении аукциона "Установочное положение: любое, кроме положения маховиком вниз".
Пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе (по форме согласно разделу IV "ФОРМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ" документации) должна содержать согласие на поставку товара, который указан в документации о проведении аукциона и конкретные показатели товара, соответствующего значениям эквивалентности, установленным документацией, на условиях, предусмотренных документацией о проведении аукциона.
По позициям N 1-9 Заказчиком установлено техническое требование с уточнением "Установочное положение: любое в верхней полусфере относительно горизонтальной плоскости (в том числе в горизонтальном положении)". Подавая в предложении конкретное положение задвижки относительно горизонтальной плоскости, ИП <...> не нарушила требований, установленных Заказчиком в документации о проведении аукциона.
По позициям N 10-11 Заказчиком установлено техническое требование "Установочное положение: любое, кроме положения маховиком вниз". Подавая в предложении конкретное положение задвижки, ИП <...> также не нарушила требования, установленные Заказчиком, так как понятие "любое" включает в себя положение, предложенное ИП <...>, т.е. горизонтальное.
По мнению Заявителя, формулировки, выбранные Заказчиком, создают разночтения и вводят в заблуждение участников, так как не дают понимания, необходимо ли указание конкретного положения или цитирование требований Заказчика.
Таким образом, указание ИП <...> конкретного установочного положения задвижки, есть прямое выполнение требований документации о проведении аукциона. Товар, предлагаемый ИП <...> к поставке, полностью соответствует требованиям, установленным документацией о проведении аукциона.
На основании изложенного, Заявитель просит:
- рассмотреть жалобу ИП <...> на действия МП г. Омска "Тепловая компания" при проведении аукциона и признать ее обоснованной;
- признать протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе N ПРА 144/20 от 02.06.2020 недействительным.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 09.06.2020 N 05-5172 МП г. Омска "Тепловая компания" представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе ИП <...>, а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 11.06.2020 N 6527э).
Из письменных пояснений МП г. Омска "Тепловая компания" следует, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе поступило 4 заявки.
Согласно пункту 6 статьи 29 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП г. Омска "Тепловая компания" (далее - Положение), а также пункту 4.3.5 документации о проведении аукциона заявка на участие в аукционе состоит из двух частей и ценового предложения.
Рассмотрение комиссией по осуществлению закупок МП г. Омска "Тепловая компания" первых частей заявок состоялось 02.06.2020. По итогам заседания закупочной комиссии заявки N 2, N 4 были допущены к участию в аукционе, участникам, направившим заявки N 1, N 3, было отказано в допуске к участию в аукционе.
Согласно пункту 5.3 документации о проведении аукциона основаниями для принятия решения об отказе в допуске участника закупки к участию в аукционе являются:
- непредоставление информации, предусмотренной пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона, или предоставление недостоверной информации;
- несоответствие информации, предусмотренной пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона, требованиям документации о закупке;
- содержание в первой части заявки на участие в аукционе сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении.
Заявка Заявителя отклонена на основании подпункта 2 пункта 5.3 документации о проведении аукциона ввиду несоответствия информации, предусмотренной пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона, требованиям документации о закупке - характеристики предлагаемого для поставки товара в заявке участника закупки по позициям N 1-9 "Задвижка" - "Установочное положение: в горизонтальном положении" не соответствует требованиям документации о проведении аукциона "Установочное положение: любое в верхней полусфере относительно горизонтальной плоскости (в том числе в горизонтальном положении)", по позициям N 10-11 "Задвижка" - "Установочное положение: в горизонтальном положении" не соответствует требованиям документации о проведении аукциона "Установочное положение: любое, кроме положения маховиком вниз".
В своих письменных пояснениях МП г. Омска "Тепловая компания" также указывает, что задвижки, приобретаемые для нужд Предприятия, устанавливаются на различных объектах, таких как теплотрассы, тепловые камеры, подвалы, в помещениях центральных тепловых пунктов и тепловых подкачивающих насосных станций, в помещениях котельных. Часто место установки является стесненным, при этом в ограниченном пространстве необходимо смонтировать несколько видов запорного и прочего оборудования, обеспечив обслуживающему персоналу удобный доступ для работы с ним. Вышеизложенное в большинстве случаев не позволяет устанавливать задвижку строго вертикально или горизонтально. В каждом конкретном случае при монтаже возникает необходимость устанавливать задвижку под каким-либо углом относительно плоскости, из чего и возникло требование заказчика по позициям N 1-9 "любое в верхней полусфере относительно горизонтальной плоскости". Формулировка в "горизонтальном положении" является только одним многочисленных вариантов установки в диапазоне, запрашиваемом Заказчиком. По позициям N 10-11 аналогично: формулировка, предложенная участником закупки "Установочное положение: в горизонтальном положении", является одним из многочисленных вариантов установки требуемых Заказчиком, не допускающим установки задвижек под каким-либо другим углом, кроме строго горизонтального положения, что не позволит Заказчику устанавливать данные задвижки на большинстве объектов.
Дополнение к формулировке по позициям N 1-9 "любое в верхней полусфере относительно горизонтальной плоскости" (в том числе в горизонтальном положении) конкретно уточняет, что диапазон возможных углов установки задвижки начинается от установки в строго горизонтальном положении с одной стороны полусферы, охватывает все возможные углы верхней полусферы и заканчивается в противоположном строго горизонтальном положении.
Учитывая вышеизложенное, заявка, содержащая характеристики оборудования, не соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в документации о проведении аукциона, не была допущена к участию в аукционе на право заключения договора поставки задвижек.
3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Комиссией установлено, что 12.05.2020 в единой информационной системе в сфере закупок МП г. Омска "Тепловая компания" разместило извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку задвижек, а также документацию о проведении аукциона (извещение N 32009141631).
В соответствии с документацией о проведении аукциона прием заявок осуществлялся в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом электронной торговой площадки с 12.05.2020 по 28.05.2020.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 02.06.2020.
Дата проведения аукциона - 05.06.2020.
Дата окончания срока рассмотрения вторых частей заявок - 09.06.2020.
Начальная (максимальная) цена договора - 11 997 593,66 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N ПРА 144/20 от 02.06.2020 по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе поступило 4 заявки. Заявки N 1, N 3 отклонены на основании подпунктов 1, 2 пункта 5.3. документации о проведении аукциона. Заявки N 2, N 4 допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 1719317 от 05.06.2020 сумма предложения участника N 2 составила 11 397 713,98 руб., сумма предложения участника N 4 - 11 337 726,01 руб.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика.
Согласно пункту 6 статьи 29 Положения, а также пункту 4.3.5. документации о проведении аукциона заявка на участие в аукционе состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке, в соответствии с пунктом 4.1.1 документации. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике закупки. Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения о данном участнике такого аукциона, включая документы, указанные в пункте 4.1.2 документации.
В соответствии с пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона первая часть заявки на участие в аукционе (по форме согласно разделу IV "ФОРМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ" документации о проведении аукциона) должна содержать, в том числе согласие на поставку товара, который указан в документации об аукционе и конкретные показатели товара, соответствующего значениям эквивалентности, установленным документацией, на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Раздел IV "ФОРМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ" документации о проведении аукциона также содержит указание на то, что участник закупки изучив извещение и документацию о проведении аукциона, согласен поставить товар, который указан в документации о проведении аукциона на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
Раздел II документации о проведении аукциона содержит описание предмета закупки.
Так, МП г. Омска "Тепловая компания" необходимо поставить товар - "задвижка" по 11 позициям, к каждой из которых установлено, в том числе требование относительно установочного положения.
По позициям N 1-9 установочное положение: любое в верхней полусфере относительно горизонтальной плоскости (в том числе в горизонтальном положении).
По позициям N 10-11 установочное положение: любое, кроме положения маховиком вниз.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.3 документации о проведении аукциона основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе является несоответствие информации, предусмотренной пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона, требованиям документации о закупке.
Комиссией установлено, что 27.05.2020 до окончания установленного документацией о проведении аукциона срока подачи заявок на участие в аукционе была подана заявка N 3 (ИП <...>).
Первая часть заявки N 3 на участие в аукционе была оформлена согласно форме раздела IV "ФОРМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ" документации о проведении аукциона и содержала, в том числе описание поставляемого товара (характеристики товара).
Так, участник в своей заявке предлагает поставить товар - "задвижка" по 11 позициям, к каждой из которых указывает, в том числе установочное положение - "в горизонтальном положении".
Комиссия считает, что указанная характеристика товара (установочное положение) - "в горизонтальном положении" в составе первой части заявки N 3 участника, правомерно была расценена членами комиссии по осуществлению закупок МП г. Омска "Тепловая компания" как несоответствие информации, предусмотренной пунктом 4.1.1 документации о проведении аукциона, требованиям документации о закупке, и в соответствии с подпунктом 2 пункта 5.3 документации о проведении аукциона явилась основанием для принятия решения об отказе в допуске заявки N 3 к участию в аукционе.
Обоснование отказа со ссылкой на положения документации о проведении аукциона изложены в пункте 5 протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе N ПРА 144/20 от 02.06.2020.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном отказе МП г. Омска "Тепловая компания" в допуске ИП <...> к участию в аукционе не нашел своего подтверждения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя <...> на действия муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку задвижек (извещение о проведении закупки N 32009141631 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 09.06.2020 N 05-5172.
Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 июня 2020 г. N 055/07/3-563/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.06.2020