Резолютивная часть оглашена 01 июня 2020 года
изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_>- начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
<_>- главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
<_>- главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
<_>- ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,
рассмотрев дело N 055/01/11-62/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по материалам, поступившим из Главного управления финансового контроля Омской области, на действия бюджетного учреждения культуры "Усть - Ишимский межпоселенческий центр культуры и досуга" (ОГРН 1065535017184, ИНН 5538004403, КПП 553801001, зарегистрировано по адресу:646580, Омская область, Усть - Ишимский район, с. Усть - Ишим, ул. Горького, д. 1) (далее - БУК "Усть - Ишимский МЦКД"), связанные с заключением договоров "На выполнение монтажных работ" здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" с ООО "Нейрон системы" (ИНН 5528211841, ОГРН 1135543055361, КПП 552801001 зарегистрировано по адресу: 644513, Омская обл., Омский р-н., с. Надеждино, ул. Березовая, д. 29) неконкурентными способами в 2017 году, по признакам нарушения БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии на заседании Комиссии представителей ответчика ООО "Нейрон системы" - директора <_> (паспорт), <_> (доверенность),
в отсутствие на заседании:
- заявителя - Главного управления финансового контроля Омской области;
- ответчика - БУК "Усть - Ишимский МЦКД";
- лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - Администрации Усть - Ишимского муниципального района Омской области,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) поступили материалы из ГУФК Омской области, на действия БУК "Усть - Ишимский МЦКД" связанные с заключением в 2017 году договоров "На выполнение монтажных работ" с ООО "Нейрон системы" неконкурентными способами.
На основании анализа представленных ГУФК Омской области, БУК "Усть - Ишимский МЦКД" сведений и документов Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.
БУК "Усть - Ишимский МЦКД" на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) с единственным поставщиком с ООО "Нейрон системы" 03.07.2017 было заключено тринадцать договоров на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть- Ишимский МЦКД" (N 52-М-17, N 53-М-17, N 55-М-17, N 56-М-17, N 57-М-17, N 58-М-17, N 59-М-17, N 60-М-17, N 61-М-17, N 62-М-17, N 63-М-17, N 64-М-17, N 65-М-17), и на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ООО "Нейрон системы" 03.07.2017 был заключен один договор на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" N 54-М-17 (далее - Договоры) без проведения конкурентных процедур.
Общая сумма заключенных Договоров составляет <_>рублей.
Из содержания пунктов 1.1 Договоров следует, что их предметом является выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД", расположенного по адресу: Омская область, с. Усть-Ишим, ул. Горького, 1.
Срок выполнения работ по каждому Договору - 31.12.2017.
2. В процессе рассмотрения дела N 055/01/11-62/2020 все лица, участвующие в деле, предоставили письменные пояснения и документы.
БУК "Усть - Ишимский МЦКД" пояснило, что выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" не было осуществлено в рамках одного договора, поскольку работы разделялись на разные виды и подвиды работ, в связи с чем БУК "Усть -Ишимский МЦКД" заключило 14 договоров, в рамках разрешенного годового объема закупок в 2017 году.
БУК "Усть - Ишимский МЦКД" мотивирует свои действия по заключению Договоров с единственным поставщиком - ООО "Нейрон системы" тем, что подрядчик был рекомендован другими бюджетными и муниципальными учреждениями Усть - Ишимского муниципального района Омской области, а также ранее с подрядчиком БУК "Усть - Ишимский МЦКД" заключало договоры со 100% предоплатой, работы были выполнены в срок, с хорошим качеством.
Также БУК "Усть - Ишимский МЦКД" пояснило, что инициатором заключения договоров именно с ООО "Нейрон системы" являлось БУК "Усть - Ишимский МЦКД". Подготовка договоров между ООО "Нейрон системы" и БУК "Усть - Ишимский МЦКД" осуществлялась ООО "Нейрон системы" по запросу БУК "Усть - Ишимский МЦКД". О заключении Договоров договаривались директор БУК "Усть - Ишимский МЦКД" <_> и генеральный директор ООО "Нейрон системы" <_>устно, по телефону, так как ранее сотрудничали, и не считали необходимым назначать предварительную встречу до момента заключения договоров. Проекты договоров, а так же разногласия в них согласовывались по стационарным рабочим телефонам и через официальные электронные почты с обеих сторон.
БУК "Усть-Ишимский МЦКД" также указало, что запросы о предоставлении ценовой информации какими-либо хозяйствующим субъектами, в том числе ООО "Нейрон системы" до заключения договоров не направлялись, соответственно, коммерческие предложения от каких - либо хозяйствующих субъектов не поступали.
Работы по договорам на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД", были оплачены за счёт федеральных и областных субсидий и выполнены ООО "Нейрон системы" в определённые условиями Договоров сроки.
Из представленных ООО "Нейрон системы" письменных пояснений и документов следует, что ООО "Нейрон системы", получив запрос о предоставлении ценовой информации от БУК "Усть - Ишимский МЦКД" для заключения договоров "На выполнение монтажных работ" 10.06.2017 в ответ направило 14 коммерческих предложений для заключения договоров (копии коммерческих предложений имеются в материалах настоящего дела). Инициатором заключения 14 договоров являлось БУК "Усть-Ишимский МЦКД". Далее ООО "Нейрон системы" предоставило БУК "Усть-Ишимский МЦКД" проекты договоров. После всех согласований генеральный директор <_> был приглашен в Администрацию Усть - Ишимского муниципального района Омской области, по адресу: 646580, Омская обл., Усть - Ишимский р-н, с. Усть-Ишим в кабинет бухгалтерии, где были подписаны все 14 договоров "На выполнение монтажных работ".
На момент заключения договоров предполагалось выполнить различные виды работы, только исходя из этого, а также согласно правоприменительной практике, каждый вид работ был оформлен отдельным договором. ООО "Нейрон системы" при заключении указанных договоров исходило из намерений заказчика, а не из своих интересов, связанных с якобы формальным дроблением договоров на выполнение строительных работ. "Никакого умысла на формальное соблюдение требований Закона о контрактной системе и возможности ухода от конкурентных процедур у ООО "Нейрон системы" не имелось".
Перед выполнением капитального ремонта, в первую очередь необходимо было выполнить все внутренние работы, в связи с чем строительные работы могли затянуться, поэтому некоторые виды работ Заказчиком были "разбиты" на этапы работ:
- Наружный водопровод, земляные работы. Отдельный этап "согласование земляных работ" могло занять неопределенное время.
- Наружный водопровод, монтаж трубопроводов. Независимый этап от земляных, выполняется со строительными работами.
- Пожарная сигнализация. Отдельный этап выполняется со строительными работами.
- Пусконаладочные работы. Независимый этап, выполняется после окончания строительных работ.
- Электромонтажные работы, поставка и монтаж шкафов ВРУ, ГРЩ, ЩО, ЩР. Отдельный этап, выполняется до начала строительных работ.
- Электромонтажные работы, монтаж кабельных линий. Отдельный этап, выполняется со строительными работами.
- Электромонтажные работы, поставка и монтаж системы освещения (светильники, люстры, прожекторы). Отдельный этап, поставку необходимо начать заранее, монтаж после окончания строительных работ.
- Видеонаблюдение, наружные работы, монтаж видеокамер. Отдельный этап, выполняется со строительными работами.
- Видеонаблюдение, внутренние работы, монтаж головного оборудования. Отдельный этап, выполняется со строительными работами.
- Отопление, монтаж кабельных линий. Отдельный этап выполняется со строительными работами.
- Отопление, холл, кинозал. Отдельный этап, выполняется со строительными работами.
- Отопление, 1-этаж, 2-этаж. Отдельный этап выполняется со строительными работами.
- Отопление, кинооператорская, подвал. Отдельный этап, выполняется со строительными работами.
- Внутренний водопровод и канализация. Отдельный этап, выполняется со строительными работами.
Все заявленные работы были выполнены ООО "Нейрон системы" в срок, к качеству выполненных работ у БУК "Усть - Ишимский МЦКД" претензий не было.
При заключении вышеуказанных договоров ООО "Нейрон системы" не завышало стоимость работ и услуг. Наличие и заключение 14 по сути разных договоров не являлось целью извлечения и увеличения прибыли, что подтверждается документально - сведениями о размерах суммы выручки ООО "Нейрон системы" за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Кроме того, по мнению ООО "Нейрон системы", общество способствовало экономии бюджетных средств БУК "Усть - Ишимский МЦКД", так как при заключении указанных Договоров с одним заказчиком в стоимость оказания строительных услуг также входило приобретение и доставка всего необходимого строительного материала, а также сами строительные работы. В противном случае, если бы БУК "Усть - Ишимский МЦКД" заключало указанные в 14 договорах виды работ с разными заказчиками, то стоимость работ была бы значительно больше, так как каждый заказчик включал бы в стоимость работ покупку и доставку (транспортировку) необходимого для каждого вида работ материала, что бесспорно увеличило бы стоимость работ и услуг.
Исходя из вышеизложенного ООО "Нейрон Системы" полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из представленных Администрацией Усть - Ишимского муниципального района Омской области письменных пояснений и документов следует, что администрацией не предлагалось БУК "Усть - Ишимский МЦКД" заключить договоры "На выполнение монтажных работ" с ООО "Нейрон системы".
На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель Главного управления финансового контроля Омской области указал, что ГУФК Омской области считает, что заключение БУК "Усть - Ишимский МЦКД" в 2017 году договоров "На выполнение монтажных работ" с ООО "Нейрон системы" неконкурентными способами нарушает антимонопольное законодательство.
На заседаниях Комиссии Омского УФАС России представители БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" подтвердили доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в Омское УФАС России в процессе рассмотрения дела N 055/01/11-62/2020 о нарушении антимонопольного законодательства; также указали на то, что не считают заключение Договоров антиконкурентным соглашением.
3. В процессе рассмотрения дела N 055/01/11-62/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, установив вышеуказанные обстоятельства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия по делу N 055/01/11-62/2020 приняла заключение об обстоятельствах дела, в котором сделала вывод о наличии в действиях БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы", выразившихся в заключении между ними соглашения в устной форме об искусственном дроблении сделки на четырнадцать Договоров по выполнению работ по капитальному ремонту БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и реализации достигнутого антиконкурентного соглашения путем заключения четырнадцати Договоров, без проведения конкурентных процедур, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Заключение было оглашено на заседании комиссии 13.05.2020, по итогам оглашения направлено заказным почтовым отправлением лицам, участвующим в деле (далее - Заключение), заседание Комиссии было отложено.
В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.
Лица, участвующие в деле N 055/01/11-62/2020, после получения Заключения не предоставили в Омское УФАС России возражений, каких - либо доказательств, опровергающих выводы Комиссии о наличии в действиях БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
4. Комиссия Омского УФАС России, заслушав представителей заявителя, ответчиков, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, рассмотрев имеющиеся в материалах дела N 055/01/11-62/2020 сведения (информацию), документы, установила следующие обстоятельства.
БУК "Усть - Ишимский МЦКД" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС N 12 по Омской области (ОГРН 1065535017184, ИНН 5538004403, КПП 553801001).
Уставом БУК "Усть - Ишимский МЦКД", утвержденным постановлением Администрации Усть - Ишимского муниципального района Омской области от 15.03.2013 N 138-П (далее - Устав) установлено, что учредителем является Усть - Ишимский муниципальный район Омской области в лице Отдела культуры Усть - Ишимского муниципального района Омской области.
Пунктом 4.2 Устава закреплено, что БУК "Усть - Ишимский МЦКД" вправе заключать договоры с юридическими и физическими лицами в порядке, установленном федеральным законодательством.
В 2017 году между БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" были заключены договоры на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД".
N п/п |
Дата заключения договора |
Номер договора |
Цена договора (руб.) |
Срок выполнения договора |
Предмет договора |
11 |
03.07.2017 |
N 52-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система внутреннего водопровода и канализации) |
22 |
03.07.2017 |
N 53-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) |
33 |
03.07.2017 |
N 54-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (пусконаладочные работы) |
44 |
03.07.2017 |
N 55-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система электроснабжения) |
55 |
03.07.2017 |
N 56-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система электроснабжения) |
66 |
03.07.2017 |
N 57-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система электроснабжения) |
77 |
03.07.2017 |
N 58-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система наружного водопровода) |
88 |
03.07.2017 |
N 59-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система наружного водопровода) |
99 |
03.07.2017 |
N 60-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система видеонаблюдения) |
110 |
03.07.2017 |
N 61-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система видеонаблюдения) |
111 |
03.07.2017 |
N 62-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система отопления) |
112 |
03.07.2017 |
N 63-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система отопления) |
113 |
03.07.2017 |
N 64-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система отопления) |
114 |
03.07.2017 |
N 65-М-17 |
|
Договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017 |
Работы по капитальному ремонту (система отопления) |
Из преамбулы 13 договоров следует, что они заключены в соответствии с требованиями пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и из преамбулы договора N 54-М-17 следует, что он заключен в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, все указанные Договоры были заключены без проведения торгов.
При рассмотрении указанных действий Комиссия Омского УФАС России руководствовалась законодательством, действующим в период заключения договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Соответственно по пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
По пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Таким образом, при заключении договоров на выполнение работ по капитальному ремонту здания, БУК "Усть - Ишимский МЦКД" выступало в качестве заказчика и должно было руководствоваться Законом о контрактной системе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Независимо от способа закупки принципы, установленные Законом о контрактной системе должны соблюдаться в полной мере.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, при этом, определяя пределы осуществления гражданских прав, статья 10 ГК РФ содержит запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.
Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения контракта путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.
Для установления первого признака "дробления" контрактов необходимо проанализировать, являются ли услуги, подлежащие поставке в рамках заключенных между БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" идентичными или однородными.
Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Согласно пунктам 3.5, 3.6 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией; однородными признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми.
По результатам рассмотрения заключенных Договоров установлено, что предмет договоров N 52-М-17, N 53-М-17, N 54-М-17, N 55-М-17, N 56-М-17, N 57-М-17, N 58-М-17, N 59-М-17, N 60-М-17, N 61-М-17, N 62-М-17, N 63-М-17, N 64-М-17, N 65-М-17 идентичный, а именно работы по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД".
Относительно второго условия признания "дробления" предмета договоров, необходимо учитывать различные обстоятельства, такие как заключение договоров в короткий промежуток времени или в один день, доведение лимитов денежных средств до распорядителя (получателя) единым трансфертом, необходимость выполнения государственных (муниципальных) заданий, программ и т.п., место выполнения работ, срок их выполнения, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что нужда заказчика для удовлетворения которой заключены договоры, является единой.
Группа контрактов, Договоры N 52-М-17, N 53-М-17, N 54-М-17, N 55-М-17, N 56-М-17, N 57-М-17, N 58-М-17, N 59-М-17, N 60-М-17, N 61-М-17, N 62-М-17, N 63-М-17, N 64-М-17, N 65-М-17 имеют одинаковые даты заключения, даты планируемого и фактического выполнения работ, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, соответственно данные контракты направлены на достижение единой цели.
При этом выполняется и третье условие "дробления" предмета договоров - указанные контракты на оказание идентичной услуги, направленные на удовлетворение единой нужды заказчика, заключены с ООО "Нейрон системы".
Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения материалов установлено искусственное "дробление" закупки в нарушение положений Закона о контрактной системе, без проведения конкурентных процедур, о чем также свидетельствует следующее:
1) Предмет заключенных между БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" Договоров идентичный, это выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД, все Договоры одинаково поименованы как "Договор N__ на выполнение монтажных работ". Таким образом, из сходства предмета Договоров, отнесения работ в 14-ти Договорах к монтажным работам следует, что все означенные в Договорах работы надлежало выполнить при проведении капитального ремонта здания заказчика.
2) Договоры на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" (N 52-М-17, N 53-М-17, N 54-М-17, N 55-М-17, N 56-М-17, N 57-М-17, N 58-М-17, N 59-М-17, N 60-М-17, N 61-М-17, N 62-М-17, N 63-М-17, N 64-М-17, N 65-М-17) имеют одинаковые даты заключения - 03.07.2017, условиями Договоров определён одинаковый срок завершения работ по договору - "_договор действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2017" Работы по Договорам были выполнены подрядчиком - ООО "Нейрон системы" в один период времени: с 03.07.2017 по 29.09.2017.
3) Указанные Договоры заключены в целях удовлетворения единой потребности заказчика в проведении капитального ремонта здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД", заключены с одним лицом - ООО "Нейрон системы" на оказание идентичной услуги, исполнителем работ по всем Договорам является одно и то же лицо - ООО "Нейрон системы", имеющее единый интерес, соответственно, данные договоры направлены на достижение единой цели.
4) БУК "Усть - Ишимский МЦКД" как заказчик работ по проведению капитального ремонта здания, нуждалось в проведении указанных в Договорах работ в их совокупности (в комплексе), в один период времени, в целях осуществления не текущего ремонта, когда работы проводятся отдельно, а именно капитального ремонта здания: это работы, связанные с заменой, ремонтом систем электроснабжения, наружного водопровода, отопления, видеонаблюдения, а также пусконаладочные работы автоматизированной системы управления.
Перечень работ в Договорах наглядно свидетельствует об их искусственном разделении на отдельные работы, каждая из которых указана в отдельном Договоре (из 14-ти Договоров) как работы по капитальному ремонту здания заказчика.
Так, например, работы по капитальному ремонту:
- системы электроснабжения разделены на 3 договора: N 55-М-17, N 56-М-17, N 57-М-17;
- системы наружного водопровода разделены на 2 договора: N 58-М-17, N 59-М-17;
- системы видеонаблюдения разделены на 2 договора: N 60-М-17, N 61-М-17;
- системы отопления разделены на 4 договора: N 62-М-17, N 63-М-17, N 64-М-17, N 65-М-17.
ООО "Нейрон системы" в письменных пояснениях, как уже было упомянуто выше, излагая свои доводы, указало, что перед выполнением капитального ремонта некоторые виды работ были "разбиты" заказчиком на этапы работ, перечень которых приведен выше в настоящем решении. Факт разделения работ по капитальному ремонту здания на виды и подвиды работ БУК "Усть - Ишимский МЦКД" не отрицает.
Кроме того, на заседаниях Комиссии ООО "Нейрон системы" указало, что самостоятельно разрабатывало проекты всех 14-ти Договоров и направляло их для подписания БУК "Усть - Ишимский МЦКД".
Комиссия установила, что все эти же работы, "разбитые" на этапы, были указаны каждая отдельно в 14-ти коммерческих предложениях от 10.06.2017, направленных ООО "Нейрон системы" в адрес БУК "Усть - Ишимский МЦКД", что подтверждает достигнутую между ответчиками договоренность в заключении антиконкурентного соглашения.
Так, например, проведение пусконаладочных работ было предложено ООО "Нейрон системы" в коммерческом предложении как работы по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" (письмо от 10.06.2017 исх. N 51). Предмет Договора N 54-М-17 - работы по капитальному ремонту (пусконаладочные работы) здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД". Данные работы были необоснованно выделены из перечня (совокупности) работ по капитальному ремонту здания.
Работы по Договорам были выполнены подрядчиком - ООО "Нейрон системы" в один период времени: с 03.07.2017 по 29.09.2017, что следует из представленных в материалы дела документов, в том числе раздела N 4 "Сведения о работах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту" Отчета о деятельности саморегулируемой организации за 2017 год (ООО "Нейрон системы") (далее - Отчет), в данном Отчете содержатся сведения о том, что основной вид деятельности ООО "Нейрон системы": Подрядная организация по отдельным видам работ по договора строительного подряда, заключаемым напрямую с застройщиком (техническим заказчиком или иным лицом, указанным в ст.55.4 Градостроительного кодекса РФ).
В данном разделе N 4 Отчёта за 2017 год содержится перечень всего из 15-ти договоров, заключенных с БУК "Усть - Ишимский МЦКД", их них: 14 Договоров и 1 договор, заключенный по результатам вышеупомянутой конкурентной процедуры. Соответственно, в 2017 году ООО "Нейрон системы" в рассматриваемой сфере деятельности (работы по договорам строительного подряда) не выполняло работ иных заказчиков, кроме БУК "Усть - Ишимский МЦКД", что свидетельствует о прямой заинтересованности подрядчика (ООО "Нейрон системы") получить такой заказ и его исполнить, учитывая, что по условиям Договоров, работы выполнялись в соответствии с локальными сметными расчётами, при условии 100% предоплаты заказчиком работ по договору. Работы по 14 - ти Договорам были оплачены заказчиком, что подтверждено копиями платежных поручений и другими документами.
По условиям Договоров, работы выполнялись в соответствии с локально сметными расчётами (Приложение N 1), из материалов подрядчика в полном объёме (пункты 1.2 Договоров).
Комиссия учитывает, что при проведении капитального ремонта здания все работы проводятся поэтапно, поскольку, например:
- до проведения земляных работ и пока не подготовлено место для укладки труб, фактически не могут быть выполнены работы по укладке труб в траншеи, соответственно, завершить земляные работы (засыпать траншею) можно только после укладки труб и проведения работ по сварке швов;
- электромонтажные работы также проводятся поэтапно - необходимо провести кабельную линию, провод, установить светильники и люстры, выключатели, подключить осветительные приборы.
Комиссия считает несостоятельными доводы ответчиков о разделении работ по капитальному ремонту здания как объяснение ответчиками необходимости и возможности заключения договоров без проведения конкурентных процедур, и приходит к выводу о том, что на сколько бы этапов ответчики не разделяли работы, необходимо учитывать, что они выполняются в совокупности, для достижения единой цели - прокладки водопровода, обеспечения освещения отдельных помещений и самого здания и заключение отдельных договоров по принципу разделения работ на этапы подтверждает обоснованность выводов Комиссии о нарушении антимонопольного законодательства.
Намерение ответчиков искусственно "раздробить" закупку, разделить работы для заключения договоров напрямую с подрядчиком у Комиссии не вызывает сомнений. В подтверждение своих выводов Комиссия приводит анализ представленных в материалы настоящего дела локальных сметных расчётов, в которых содержится информация о работах по Договорам.
Анализ Приложений N 1 к Договорам - локальных сметных расчётов (локальных смет) подтверждает выводы Комиссии об искусственном разделении работ, выполнение которых требовалось для достижения общей цели - выполнения капитального ремонта здания заказчика.
Так, например, как следует из пояснений ООО "Нейрон системы", все работы по капитальному ремонту системы отопления здания заказчика выполнены со строительными работами, однако Комиссией было установлено, что данные работы были разделены на 4 договора: N 62-М-17, N 63-М-17, N 64-М-17, 1N 65-М-17. Из локальных сметных расчётов (Приложений N 1) к данным договорам следует, что:
- по 3-м Договорам: N 63-М-17, N 64-М-17, N 65-М-17 выполнены монтажные работы по установке обогревателей под наименованием: электроплита (Конвектор инфракрасный), с указанием в договорах разного количества единиц одного товара одинаковой стоимости за единицу (17,3 руб.), а именно: 35 шт., 28 шт. и 27 шт., соответственно;
- по Договору N 62-М-17 работы связаны с монтажом аппаратов управления и сигнализации (кнопка, ключ управления, замок электромагнитной блокировки, звуковой сигнал, сигнальная лампа), с выполнением работ по сверлению перфоратором отверстий в бетонных конструкциях полов, установкой кронштейнов для жесткого крепления на стене, прокладкой труб (ПХВ) диаметром 25 мм.
Работы по капитальному ремонту системы электроснабжения здания заказчика были разделены на 3 договора: N 55-М-17, N 56-М-17, N 57-М-17. Из локальных сметных расчётов (Приложений N 1) к Договорам N 56-М-17, N 57-М-17 следует, что работы, указанные в каждом из Приложений N 1 в разделе N 1 под одинаковым наименованием: "Светильники, выключатели, коробки", были разделены следующим образом:
- в Приложении N 1 к Договору N 56-М-17 указаны работы по монтажу светильников, люстр, прожектора, выключателей и розеток;
- в Приложении N 1 к Договору N 57-М-17 указаны работы по проведению электромонтажных работ по прокладке силового кабеля, стальных труб, монтажу пластмассовых коробов.
По Договору N 55-М-17 предусмотрены работы по монтажу шкафов (пультов) управления, ВРУ, трехфазного счетчика электроэнергии, выключателей, приборов или аппаратов.
Комиссия принимает доводы ответчика - ООО "Нейрон системы" в части того, что отдельные электромонтажные работы выполняются до начала строительных работ, а часть - после их окончания, а также доводы о том, что поставка осветительных приборов (светильников, люстр, прожектора), а также поставка шкафов ВРУ, ГРЦ, ЩО, ЩР - отдельный этап работ, который выполняется до начала строительных работ.
При этом Комиссия считает, что данные доводы лишь свидетельствуют о поэтапном проведении работ при капитальном ремонте здания, однако они не подтверждают обоснованность разделения работ на несколько отдельных договоров, учитывая, что электромонтажные работы, и работы, связанные с поставкой необходимых для их выполнения осветительных приборов, шкафов (пультов) и прочего, отнесены к одному предмету 3-х вышеуказанных Договоров как работы по капитальному ремонту системы электроснабжения здания заказчика, что подтверждает необоснованность разделения на несколько договоров.
Работы по капитальному ремонту системы наружного и внутреннего водопровода здания заказчика разделены следующим образом: работы, связанные с наружным водопроводом разделены на 2 Договора: N 58-М-17, N 59-М-17, а работы по ремонту внутреннего водопровода и канализации предусмотрены в Договоре N 52-М-17.
В Приложении N 1 к Договору N 52-М-17, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту системы внутреннего водопровода и канализации здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" в разделе 1 "Трубопроводы канализации, водоснабжения" Приложения N 1 к договору предусмотрены строительные и монтажные работы: по демонтажу труб отопления и водоснабжения, установка умывальников, моек, унитазов, нагревателей, накопительного бойлера, прокладка труб канализации, проведение грунтовых работ.
Из Приложений N 1 к Договорам N 58-М-17, N 59-М-17 следует, что работы, связанные с прокладкой труб в целях водоснабжения здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД", в том числе грунтовые работы по приготовлению траншеи для укладки этих труб были разделены на работы, подлежащие выполнению по двум разным договорам, при этом предмет в каждом из этих договоров идентичен: выполнение работ по капитальному ремонту (система наружного водопровода) здания заказчика.
Так, согласно Приложению N 1 к Договору N 59-М-17 предусмотрено выполнение земляных работ ручным способом, а именно:
- разработка грунта вручную в траншеях;
- устройство основания под трубопроводы;
- засыпка вручную траншей.
Работы по укладке водопроводных труб, которые должны быть уложены в подготовленную траншею, предусмотрены другим Договором: N 58-М-17.
Таким образом, по условиям Договора N 59-М-17 подрядчик для выполнения своих обязательств по договору должен был разработать грунт в траншее ручным способом, подготовить место для укладки водопроводных труб и засыпать траншею (иные работы договором не предусмотрены). Следовательно, по данному договору предусмотрено выполнение работ в целях укладки водопроводных труб, прокладки водопровода, то есть работ, которые подрядчику надлежало выполнить по другому договору - N 58-М-17, что следует из Приложения N 1 к данному договору.
Несмотря на то, что работы по указанным двум Договорам N 58-М-17, N 59-М-17 запланированы ответчиками и выполнены подрядчиком разные: земляные работы, монтажные работы, Комиссия считает, что эти виды (этапы) работ связаны единой целью и представляют собой, в своей совокупности, работы, необходимые для прокладки трубопроводов водоснабжения, укладке водопроводных труб, с установкой вентилей и задвижек. При этом Комиссия учитывает, что вышеуказанные работы были выполнены ООО "Нейрон системы" и оплачены заказчиком, что следует из представленных копий платежных поручений от 10.08.2017: N 849 по Договору N 59-М-17 и N 862 по Договору N 59-М-17.
Работы по капитальному ремонту системы видеонаблюдения здания были разделены на 2 Договора: N 60-М-17, N 61-М-17. Из локальных сметных расчётов (Приложений N 1) к данным договорам следует, что было предусмотрено выполнение работ по монтажу устройств видеонаблюдения с из разделением на два договора, хотя данные устройства относятся к системе видеонаблюдения:
- по Договору N 60-М-17 работы связаны с монтажом устройства цифровой регистрации (1 шт.) и устройства промежуточного на количество лучей (3 шт.);
- по Договору N 61-М-17 - с монтажом камер видеонаблюдения фиксированных и камер видеонаблюдения на кронштейне.
Комиссия отмечает, что из письменных пояснений ООО "Нейрон системы" следует, что и внутренние, и наружные работы, связанные с системой видеонаблюдения, выполняются со строительными работами, следовательно, по мнению Комиссии, не имелось оснований как для их разделения на два отдельных договора, так и для выделения этих работ из всех работ, необходимых для проведения капитального ремонта здания заказчика.
Вышеизложенное, по мнению Комиссии, подтверждает, что работы, необходимые для проведения капитального ремонта здания, проведение которых в комплексе необходимо именно для достижения поставленной цели (капитального ремонта здания), были разделены искусственно, при этом:
- работы, связанные с капитальным ремонтом одной и той же инженерной системы (инфраструктуры) необоснованно разделены на несколько договоров;
- все работы по 14 Договорам, запланированные и выполненные для проведения капитального ремонта здания заказчика, необоснованно разделены на 14 Договоров на выполнение монтажных работ, несмотря на единую цель - капитальный ремонт здания заказчика.
Соответственно, по результатам рассмотрения заключенных между БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" Договоров (с Приложениями N 1) установлено, что заказчиком фактически осуществлена закупка идентичного товара (работ, услуг) - выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД", а искусственное "дробление" закупки данных услуг свидетельствует об обходе ограничения, установленного пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Реализация соглашения подтверждается счет - фактурами, имеющимися в материалах настоящего дела, подтверждающими выполнение ООО "Нейрон системы" работ по Договорам.
5) БУК "Усть - Ишимский МЦКД" намеренно пыталось ввести Комиссию в заблуждение относительно того, что не направляло никаким хозяйствующим субъектам запросы о предоставлении ценовой информации какими-либо хозяйствующим субъектами, в том числе ООО "Нейрон системы" до заключения договоров, соответственно, коммерческие предложения от каких - либо хозяйствующих субъектов не получало (письменные пояснения БУК "Усть - Ишимский МЦКД" от 03.03.2020 исх. N 8 и подтверждение представителя на заседании Комиссии Омского УФАС России по делу N 055/01/11-62/2020). При этом ООО "Нейрон системы" в материалы настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства предоставило копии коммерческих предложений, датированных одной датой: 10.06.2017, направленных БУК "Усть - Ишимский МЦКД" для заключения Договоров. Соответственно, цена по договорам складывалась только по данным, полученным от ООО "Нейрон системы".
Данное обстоятельство, подтверждает сотрудничество БУК "Усть - Ишимский МЦКД" с ООО "Нейрон системы" и заинтересованность в заключении договоров только с ООО "Нейрон системы".
6) Комиссией Омского УФАС России также было установлено, что 31.08.2017 ГУКС Омской области (заказчик БУК "Усть - Ишимский МЦКД") проводился электронный аукцион N <_> на выполнение работ по капитальному ремонту здания расположенного по адресу: Омская область, с. Усть-Ишим, ул. Горького, д. 1. Начальная максимальная цена контракта составила 5371784,80 руб.
Во время проведения аукциона было заявлено 3 участника, ценовое предложение поступило только от 1 участника - ООО "Нейрон системы" в размере <_>руб.
На основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе аукцион был признан несостоявшимся.
По итогам аукциона N <_> контракт был заключен с ООО "Нейрон системы" 18.09.2017, со сроком исполнения - 31.12.2017.
Таким образом, БУК "Усть - Ишимский МЦКД" после заключения 14 Договоров с ООО "Нейрон системы" на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" (дата заключения 03.07.2017) с ООО "Нейрон системы" со сроком выполнения работ - до 31.12.2017, выступило заказчиком в электронном аукционе N <_> на выполнение работ по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: Омская область, с. Усть-Ишим, ул. Горького, д. 1, со сроком выполнения работ - 31.12.2017, где победителем также являлось ООО "Нейрон системы".
Данное обстоятельство подтверждает:
- что БУК "Усть - Ишимский МЦКД" могло изначально избрать конкурентный способ определения поставщика услуги (выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД"), а не разбивать на 14 Договоров, заключенных напрямую с ООО "Нейрон системы" и один аукцион в электронной форме;
- заинтересованность БУК "Усть - Ишимский МЦКД" в заключении Договоров именно с ООО "Нейрон системы", а не с другими участниками рынка, оказывающими аналогичные услуги.
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.
Указанная правовая позиция отражена в ряде решений Арбитражных судов РФ. (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8787/16 по делу N А34-6943/2015, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7.11.2016 N 03АП-6465/16, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2016 года N 04АП-3241/16, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2016 года по делу N А69-2168/2016, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.07.2013 по делу N А33-5708/2013, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.11.2014 по делу N А74-1116/2014, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.10.2017 N А33-10038/2017, Решение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6166/2018, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А33-31305/2017, Решение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13046/2018).
В Законе о контрактной системе содержится императивно установленный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц - потенциальных участников торгов.
Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В пункте 1.6 Устава установлено, что БУК "Усть - Ишимский МЦКД" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, сметы, лицевые счета, печати со своим наименованием.
В соответствии с пунктом 1.7. Устава БУК "Усть - Ишимский МЦКД" имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности. Устава БУК "Усть - Ишимский МЦКД" предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством и Уставом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" одним из признаков хозяйствующего субъекта является осуществление деятельности, приносящей доход.
Исходя из этого, БУК "Усть - Ишимский МЦКД" получает доход от деятельности, виды которой закреплены в разделе 2 Устава.
Учитывая вышеизложенное, БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" являются хозяйствующими субъектами по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
Таким образом, если бы БУК "Усть - Ишимский МЦКД" проводило закупку способами, предусмотренными Законом о контрактной системе, такими способами в данных обстоятельствах выступили бы конкурентные способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в силу того, что закупка с подобными условиями не подпадает под случаи закупки у единственного поставщика (статья 93 Закона о контрактной системе), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие подобные услуги.
Потенциальными поставщиками могут быть любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие и имеющие возможность осуществить вышеуказанные работы.
Не проведение БУК "Усть - Ишимский МЦКД" публичных процедур на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО "Нейрон системы" при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.
Таким образом, поскольку заключение государственных контрактов было произведено без соблюдения норм Закона о контрактной системе, отсутствуют предусмотренные законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.
ООО "Нейрон системы" сознательно и добровольно заключило соглашение с БУК "Усть - Ишимский МЦКД", недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством, и участвовало в нем, соответственно заключение и реализация спорных муниципальных контрактов явилось результатом согласованного выражения воли БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы".
Избрание БУК "Усть - Ишимский МЦКД" способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО "Нейрон системы", самостоятельно совершая определенные действия, в частности, заключение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту здания БУК "Усть - Ишимский МЦКД" без анализа правовой основы обязаны предполагать возможные последствия своих действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора (контракта) и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.
Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.
На основании изложенного, принимая во внимание тождественность предметов Договоров, дату заключения Договоров - 03.07.2017, единую цель договоров, а также одно место исполнения (Омская область, Усть - Ишимский р-н, с. Усть - Ишим, ул. Горького, 1), дату исполнения Договоров - до 31.12.2017, и дату фактического исполнения договоров - 31.09.2017, следует вывод, что результатом заключения соглашения БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон Системы", явилось искусственное дробление закупок на несколько договоров на сумму до 400 000 рублей (13 Договоров) и до 100 000 рублей (1 Договор), в целях формального соблюдения требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и возможности ухода от конкурентных процедур и следовательно устранению конкуренции на рынке работ по капитальному ремонту нежилых зданий для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Усть - Ишимского муниципального района Омской области, путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на этот товарный рынок.
В соответствии с аналитическим отчетом от 08.05.2020 по результатам анализа состояния конкуренции на рынке работ по капитальному ремонту нежилых зданий для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Усть - Ишимского муниципального района Омской области:
1. Временной интервал исследования: с 01.01.2017 по 31.12.2017.
2. На указанном рынке в течение 2017 года действовали как минимум 3 строительные организации (ООО "Нейрон системы", ПК "Монолит", ООО "Солист плюс"), являющиеся конкурентами.
3. Потенциальным продавцом на исследуемом рынке мог стать любой хозяйствующий субъект, являющийся членом саморегулируемой организации, осуществляющий деятельность по капитальному ремонту нежилых зданий, вне зависимости от территориальной привязки к месту регистрации, а также осуществляющий указанную деятельность как за пределами Усть - Ишимского сельского поселения, так и за пределами Усть - Ишимского муниципального района Омской области и даже за пределами Омской области. Вместе с тем лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть установлены все потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
4. Указанный факт доказывает, что действия Учреждения и ООО "Нейрон системы" по закупке работ капитального ремонта без использования конкурентных процедур привели к ограничению количества хозяйствующих субъектов - неопределенного круга потенциальных продавцов, заинтересованных в заключении договоров на выполнение работ по капитальному ремонту.
При указанных обстоятельствах, в действиях БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы", выразившихся в заключении между ними соглашения в устной форме об искусственном дроблении сделки на четырнадцать Договоров по выполнению работ по капитальному ремонту БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и реализации достигнутого антиконкурентного соглашения путем заключения четырнадцати Договоров, без проведения конкурентных процедур, имеются признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Относительно дохода, полученного ООО "Нейрон системы" по итогам заключения договоров Комиссия отмечает следующее.
Договоры были заключены с ООО "Нейрон системы" по следующим ценам:
Номер договора |
Цена договора (руб.) |
N 52-М-17 |
|
N 53-М-17 |
|
N 54-М-17 |
|
N 55-М-17 |
|
N 56-М-17 |
|
N 57-М-17 |
|
N 58-М-17 |
|
N 59-М-17 |
|
N 60-М-17 |
|
N 61-М-17 |
|
N 62-М-17 |
|
N 63-М-17 |
|
N 64-М-17 |
|
N 65-М-17 |
|
Общая сумма заключенных Договоров составила <_> рублей.
Таким образом, доход, полученный ООО "Нейрон системы" по итогам заключения договоров, равен <_> руб.
Выводы Комиссии соответствуют действующему законодательству, установленным по делу N 055/01/11-62/2020 фактическим обстоятельствам и имеющимся в антимонопольном деле доказательствам.
Комиссия Омского УФАС России, установив в процессе рассмотрения дела N 055/01/11-62/2020 нарушение БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, в связи с завершением реализации указанного соглашения во времени.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Омского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" соглашение в устной форме, заключенное между БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" об искусственном дроблении сделки на четырнадцать договоров на выполнение работ по капитальному ремонту БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и совершение действий по реализации достигнутого антиконкурентного соглашения путем заключения 03.07.2017 четырнадцати договоров "На выполнение монтажных работ" БУК "Усть - Ишимский МЦКД" (N 52-М-17, N 53-М-17, N 55-М-17, N 56-М-17, N 57-М-17, N 58-М-17, N 59-М-17, N 60-М-17, N 61-М-17, N 62-М-17, N 63-М-17, N 64-М-17, N 65-М-17), без проведения конкурентных процедур, что привело к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по капитальному ремонту нежилых зданий для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Усть - Ишимского муниципального района Омской области, путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на этот товарный рынок.
2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не установлено.
3. Оснований для выдачи БУК "Усть - Ишимский МЦКД" и ООО "Нейрон системы" предписания не имеется.
4. Материалы дела N 055/01/11-62/2020 о нарушении антимонопольного законодательства передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административном правонарушении предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 июня 2020 г. N 055/01/11-62/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.06.2020