Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Организатор торгов) и ООО "Первый ТРЕСТ" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.05.2020 вх. N 18459-ЭП/20) ООО "Первый ТРЕСТ" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Закупочная комиссия) при проведении предварительного квалификационного отбора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции водопроводных, канализационных сетей и сооружений на сетях для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение N 32008939410, лот N 1), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
28 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32008939410 о проведении предварительного квалификационного отбора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции водопроводных, канализационных сетей и сооружений на сетях для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Закупка), включая документацию о предварительном квалификационном отборе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Положение о закупках) в редакции от 31.12.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот N 1 - 0,00 руб.; Лот N 2 - 0,00 руб.; Лот N 3 - 0,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
28.02.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
29.04.2020 в 13:30 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
06.05.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Шпалерная ул., д. 56, лит. АК |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в присвоении необоснованно низкого количества баллов заявке ООО "Первый ТРЕСТ" по подкритерию "Общая стоимость исполненных участником договоров/контрактов, в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов", который оценивается в рамках критерия "Специальный опыт", на этапе оценки и сопоставления заявок участников Закупки по лоту N 1.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов в доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Первый ТРЕСТ" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/16125/20 от 27.05.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/16125/20 от 27.05.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставлении заявок участников закупки N 32008939410-02 Лот 1 от 13.05.2020 к участию в процедуре Закупки было допущено 20 заявок, в том числе ООО "Первый ТРЕСТ". По результатам оценки и сопоставления заявок Закупочной комиссией было принято решение присвоить 0 баллов заявке ООО "Первый ТРЕСТ" по подкритерию "Общая стоимость исполненных участником договоров/контрактов, в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов", который оценивается в рамках критерия "Специальный опыт". Закупочной комиссией были учтены 17 договоров, представленных ООО "Первый ТРЕСТ", на общую сумму 88, 41 млн. рублей.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Разделом 9 Документации установлены критерии и порядок оценки квалификационных заявок участников по Лотам N1-N3.
В соответствии с таблицей N1 по лоту N1, представленной в разделе 9 Документации, установлены следующие критерии оценки:
1) "Общий опыт" - значимость критерия 20%;
2) "Специальный опыт" - значимость критерия 50%:
2.1 "Опыт успешного выполнения участником в качестве генерального подрядчика или субподрядчика проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по договорам строительства и/или реконструкции линейных объектов" (максимальное количество баллов - 40);
2.2 "Опыт получения положительного заключения государственной экспертизы на разработанную участником с 2014 г. по дату окончания подачи заявок проектно-сметную документацию по договорам строительства и/или реконструкции линейных объектов" (максимальное количество баллов - 40);
2.3 "Общая стоимость исполненных участником договоров/контрактов, в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов" (максимальное количество баллов - 20).
3) "Кадровые возможности" - значимость критерия 15%;
4) "Оборудование" - значимость критерия 15%.
Согласно п. 2.3 таблицы N1 по лоту N1 установлен следующий порядок оценки по подкритерию "Общая стоимость исполненных участником договоров/контрактов, в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов":
0 баллов - присваивается участнику при общей стоимости исполненных договоров / контрактов менее 100 млн. руб.;
20 баллов - присваивается участнику при общей стоимости исполненных договоров/контрактов - от 100 млн. руб. включительно и более.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе заявки ООО "Первый ТРЕСТ" были представлены 18 договоров подряда на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов общей стоимостью 109 596 871,00 рублей, что должно было быть оценено в 20 баллов. Вместе с тем Закупочной комиссией при оценке заявки ООО "Первый ТРЕСТ" были учтены только 17 договоров на общую сумму 88, 41 млн. рублей.
Представитель Организатора торгов отметил, что из представленных в составе заявки ООО "Первый ТРЕСТ" 18 договоров, по мнению Закупочной комиссии, соответствовали условиям Документации только 17 договоров.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Представитель Организатора торгов отметил, что представленный Заявителем договор субподряда NП-25/12-17 от 25.12.2017 на разработку проектной и рабочей документации локальных очистных сооружений (ЛОС) (далее - Договор) был признан несоответствующим критериям оценки и, следовательно, не был засчитан по следующим причинам:
В пункте 7 Технического задания к Договору выделены основные показатели проектируемого объекта:
1. Канализационная насосная станция;
2. Резервуар отстойник учредитель;
3. Здание ЛОС со встроенным АДП (административно-производственное помещение);
4. Комплектная трансформаторная подстанция.
Представитель Организатора торгов пояснил, что все эти объекты не являются линейными объектами.
Вместе с тем Заявитель пояснил, что в составе заявки ООО "Первый ТРЕСТ" к Договору были приложены акты выполненных работ, в которых предусмотрено, что работы по проектированию выполнялись в отношении устройства водовыпуска и сети ливневой канализации с устройством локальных очистных сооружений. Данный объект является линейным объектом. При этом указанные в п. 7 Технического задания к Договору здания, строения и сооружения входят в инфраструктуру линейного объекта.
В подтверждение данной позиции со стороны ООО "Первый ТРЕСТ" было представлено положительное заключение экспертизы от 02.08.2018 (регистрационный номер заключения в Реестре 78-2-1-3-0227-18), из содержания которого следует, что проектируемый объект является линейным, а здания, строения и сооружения входят в инфраструктуру линейного объекта.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что при оценке заявки ООО "Первый ТРЕСТ" по критерию "Специальный опыт" Закупочной комиссией Организатора торгов неправомерно был не учтен Договор NП-25/12-17 от 25.12.2017, который соответствовал условиям Документации, вследствие чего оценка заявки ООО "Первый ТРЕСТ" по подкритерию "Общая стоимость исполненных участником договоров/контрактов, в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов" была осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерной оценке заявки ООО "Первый ТРЕСТ" по подкритерию "Общая стоимость исполненных участником договоров/контрактов, в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов", который оценивается в рамках критерия "Специальный опыт", в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 25.05.2020 вх. N 18459-ЭП/20) ООО "Первый ТРЕСТ" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) при проведении предварительного квалификационного отбора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции водопроводных, канализационных сетей и сооружений на сетях для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение N 32008939410, лот N 1) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерной оценки заявки ООО "Первый ТРЕСТ" по подкритерию "Общая стоимость исполненных участником договоров/контрактов, в качестве генерального подрядчика или субподрядчика, на выполнение проектно-изыскательских работ (с 2014 г. по дату окончания подачи заявок) по строительству и/или реконструкции линейных объектов", который оценивается в рамках критерия "Специальный опыт", в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать Организатору торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении предварительного квалификационного отбора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции водопроводных, канализационных сетей и сооружений на сетях для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение N 32008939410, лот N 1), путем отмены протокола рассмотрения, оценки и сопоставлении заявок участников закупки N 32008939410-02 Лот 1 от 13.05.2020, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
04 июня 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 04.06.2020 N Т02-420/20 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при проведении предварительного квалификационного отбора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции водопроводных, канализационных сетей и сооружений на сетях для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение N 32008939410, лот N 1, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении предварительного квалификационного отбора на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции водопроводных, канализационных сетей и сооружений на сетях для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (извещение N 32008939410, лот N 1), путем отмены протокола рассмотрения, оценки и сопоставлении заявок участников закупки N 32008939410-02 Лот 1 от 13.05.2020, повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 06 июля 2020 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.06.2020