Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 03.06.2020.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя АО "Липецкая городская энергетическая компания" (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "КФ "Центр Аналитик" на действия АО "Липецкая городская энергетическая компания" при проведении простой закупки в электронной форме (1-56-ПЗ/2020) оказание услуг по оценке рыночной стоимости комплексов движимого и недвижимого имущества территориально сетевых компаний (извещение N 32009125854) (далее- закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "КФ "Центр Аналитик" (далее - заявитель) на действия АО "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - заказчик) при проведении закупки.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.
Заседание Комиссии проведено дистанционно посредством видеоконференцсвязи.
ООО "КФ "Центр Аналитик" на направило своих представителей для участия в заседании Комиссии, ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи не поступило.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе заявителя указано, что в п.п. "д" и "е" п. 2.5 документации установлены требования к участникам, которые на этапе допуска к участию в закупке являются незаконными, ограничивающими конкуренцию и не влияют на возможность исполнения договора, а также не могут являться основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Представитель заказчика не согласен с жалобой и пояснил, что требования к участникам закупки установлены ко всем участникам, исходя из характера закупаемой услуги и в целях исключения риска неисполнения договора на основании требований Положения о закупках заказчика. При этом заявитель был согласен со всеми условиями документации о закупке, им была подана заявка на участие в закупке.
Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителя заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер и содержит исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган.
Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Относительно довода жалобы об ограничении конкуренции Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о закупках, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Советом директором заказчика утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" (далее -Положение о закупках).
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение о проведении закупки и документация.
Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Часть 6 данной статьи устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу требований Положения о закупках, при проведении закупки устанавливаются требования к участникам закупки в части правоспособности, квалификации, репутации участников закупки и дополнительные требования к участникам закупки. Требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии со спецификой закупаемых товаров, работ, услуг.
3аказчиком могут устанавливаться следующие обязательные квалификационные требования к участнику закупки:
а) соответствие необходимому квалификационному минимуму, указанному в документации (извещении) о закупке, включая наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий и т.п.;
б) соответствие требованиям, являющихся объектом закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги.
Частью 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой закупки; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В п. 2.5 документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, в числе которых:
- входить в рейтинг ТОП-20 крупнейших оценочных организаций https://raex-a.ru/rankingtable/appraising/2018/tab03 или групп https://raex-a.ru/rankingtable/appraising/2018/tab04 по версии Эксперт РА (подпункт "д");
- обладать опытом оценки комплекса движимого и недвижимого имущества территориально сетевых организаций (активов, выполняющих функцию по передаче и распределению электрической энергии), рыночная стоимость которого составляет не менее 500,00 млн. рублей (подпункт "е").
Комиссией установлено, что указанные требования к участникам установлены на основании Положения о закупках в отношении всех участников закупки без какого-либо исключения.
С учетом изложенного применение рассматриваемых требований предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.
При этом необходимо отметить, что согласно требованиям к составу заявки, содержащимся в разделе 4 документации, в заявке на участие в закупке должны содержаться:
- выгрузка с официального сайта Эксперт РА/RAEX (РАЭКС Аналитика"), оформленная в справку;
- документы, подтверждающие опыт, согласно которому однозначно можно отнести объекты оценки к категории электросетевые (ВЛ, КЛ и пр.), являющимися комплексом имущества территориально сетевой организации, рыночная стоимость которого составляет не менее 500,00 млн. рублей.
Данные требования к составу заявки также являются обязательными для всех участников без исключения.
В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
На основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Между тем Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному в пункте 3 части 1 статьи 3 названного Закона и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку в равном степени применимы ко всем участникам закупки.
В рассматриваемом случае заявителем подана заявка на участие в закупке. В своей заявке заявитель выражает свое согласие на участие в процедуре закупки, проводимой в форме простой закупки в электронной форме, и декларирует, что является лицом, соответствующим требованиям, предъявленным заказчиком в документации и действующим законодательством к участникам настоящей процедуры закупки.
Таким образом, заявитель, ознакомившись в закупочной документацией, принял решение об участии в закупке на условиях, установленных заказчиком, в числе которых рассматриваемые требования к участникам.
Следовательно, права или законные интересы заявителя, подавшего заявку на участие в закупке, оспариваемыми требованиями к участникам закупки не нарушены.
Вместе с тем, предусмотренные документацией документы и сведения, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, установленным к участникам в п.п. "д" и "е" п. 2.5 документации, заявителем в составе заявки предоставлены не были.
Порядок допуска к участию в закупке определяется заказчиком самостоятельно и содержится в п. 12.2.2 документации. Так, претенденту отказывается в допуске к участию в закупке в случаях:
а) непредставления оригиналов и/или копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией, либо наличия в таких документах недостоверных (или противоречащих) сведений о претенденте или о товарах, о работах, об услугах, в отношении которых проводится процедура простой закупки в электронной форме;
б) несоответствия претендента требованиям к участникам, установленным настоящей документацией;
в) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям в заявкам или к предложениям претендентов, установленным документацией, в том числе в случае превышения предложения претендента по размеру начальной максимальной цены, установленной извещением и документацией.
Согласно протоколу от 15.05.2020 заявителю отказано в допуске к участию в закупке на основании п.п. "б" п. 12.2.2 документации.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, Комиссия не усматривает нарушений Закона о закупках и Положения о закупках в действиях заказчика.
Руководствуясь ст. 3 Закона о закупках, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КФ "Центр Аналитик" на действия АО "Липецкая городская энергетическая компания" при проведении простой закупки в электронной форме (1-56-ПЗ/2020) оказание услуг по оценке рыночной стоимости комплексов движимого и недвижимого имущества территориально сетевых компаний (извещение N 32009125854) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 июня 2020 г. N 048/07/3-476/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.06.2020