Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе:
Заместителя председателя комиссии:
"..,"енной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России",
У С Т А Н О В И Л А:
30.04.2020 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ПОУ "Кировский аэроклуб общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - Заявитель) на действия Организатора торгов - КОГСАУ "Лесоохрана" (далее - Заказчик) при проведении запроса цен на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем (номер извещения 32009105165).
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявитель считает, что закупочной комиссией и Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при проведении процедуры закупки, а также при формировании Положения о закупках КОГСАУ "Лесоохрана", а именно:
Установленные в документации о закупке требования о принадлежности участников закупки к субъектам гражданской авиации и принадлежности воздушных судов (самолёты) к гражданской авиации являются неправомерными, так как ведут к ограничению количества участников закупки;
Документация о закупке не содержит сведения о форме, порядке, дате и времени окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
Положение о закупках в действующей редакции не размещено в ЕИС.
Рассмотрение жалобы назначалось на 15.05.2020 года, откладывалось на 20.05.2020, 25.05.2020 года. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представители Заявителя пояснили, что полностью поддерживают доводы, изложенные в жалобе. Представлены дополнения к жалобе, согласно которым Заявитель считает, что установленное в документации о закупке требование о принадлежности воздушных судов участников закупки к субъектам гражданской авиации является неправомерным и противозаконным.
Организатором торгов представлены и поддержаны письменные пояснения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными. Сведения о форме, порядке, дате и времени окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации предусмотрены Положением о закупках. Считают, что государственная авиация не может оказывать указанные в Техническом задании лесоавиационные работы, Приказ Минобороны РФ от 24.09.2004 N 275 не содержит виды работ в области лесных отношений. Документация Заказчика не нарушает принципы равноправия, не ограничивает количество участников закупки, соответствует действующему законодательству.
Заслушав доводы Заказчика, Заявителя, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
23.04.2020 года Заказчиком в ЕИС на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении запроса цен на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем (номер извещения 32009105165). Начальная (максимальная) цена договора - 4 223 000,00 руб.
В соответствии с ч.1 ст.3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
1. Относительно довода о наличии в Закупочной документации нарушений требований Закона о закупках установлено следующее.
Согласно п.п. 1, 2, 9 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
9) требования к участникам такой закупки.
Согласно Извещению Закупочной документации требования к качеству, техническим характеристикам услуг, их безопасности, к функциональным характеристикам и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика: лесоавиационные работы по охране, защите лесов осуществляются на воздушных судах (самолётах) гражданской авиации (согласно спецификации). Воздушные суда (самолёты) гражданской авиации (согласно спецификации в приложении N 1 к извещению).
Требования к участнику запроса цен: участник должен иметь действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов.
В соответствии с Извещением Закупочной документации состав, содержание и оформление заявок на участие в запросе цен: Заявка на участие в запросе цен должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса цен, банковские реквизиты участника закупки, а также должна содержать декларацию о соответствии участника запроса цен требованиям.
Техническим заданием Закупочной документации определено, в том числе:
1. Общие требования к оказанию услуг
1.3. Воздушные суда (самолёты) гражданской авиации (согласно спецификации).
3. Состав услуг по управлению воздушным судном при выполнении Заказчиком лесоавиационных работ по охране и защите лесов в 2020 году на территории Кировской области
3.1. Авиационное патрулирование для воздушных судов типа Ан-2;
При авиационном патрулировании в лесах осуществляются:
а) наблюдение с воздуха за охраняемой территорией;
б) выявление нарушений правил пожарной безопасности в лесах;
в) контроль за лесными пожарами
3.2. Тушение лесных пожаров (для воздушного судна типа Ан-2);
При тушении лесных пожаров осуществляется:
а) обследование лесного пожара с использованием авиационных средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
б) доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
в) локализация, ликвидация лесного пожара авиапожарными средствами, а также с помощью специальной авиационной техники;
г) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
д) предотвращение возобновления лесного пожара;
е) аварийно-спасательные работы.
3.3. Доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно (для воздушного судна типа Ан-2);
4. Требования к участнику запроса цен:
Участник должен иметь действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов.
Отношения, возникающие в связи осуществлением авиационных работ, урегулированы главой XVI Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы.
Статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителями участвующих в деле лиц, Аэроклуб, входящий в структуру ДОСААФ России, относится к государственной авиации.
В силу части пункта 2 части 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат, пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации в целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Согласно ч.1 ст. 61 Воздушного кодекса в целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
Согласно ч.4 ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Исходя из вышеизложенного лица, относящиеся к государственной авиации, использующие воздушные суда государственной авиации не обязаны иметь сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
В силу части 2 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок использования государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях регламентирован постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" (далее - Постановление N862).
Пунктом 1 Постановления N862 разрешено федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в ведении которых находятся государственные воздушные суда, использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов при соблюдении требований воздушного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Воздушного кодекса Российской Федерации государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны.
Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 утверждены Федеральные авиационные правил производства полетов государственной авиации (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 333, 334 Правил:
К авиационно-спасательным работам на воздушных судах государственной авиации относятся:
- поиск и обнаружение потерпевших бедствие;
- наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
- десантирование спасательных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами;
-эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствий на суше и с водной поверхности;
К специальным авиационным работам относятся:
- тушение пожаров;
- ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;
- обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами;
- авиационно-монтажные и демонтажные работы;
- ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах.
В соответствии с ч.1 ст. 57 Лесного кодекса РФ авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Исходя из вышеизложенного Правилами прямо не запрещено проводить лесоавиационные работы государственной авиацией, также Лесной кодекс РФ не содержит аналогичного запрета, указанные в Техническом задании услуги соответствуют ч.1 ст.57 Лесного кодекса и п.п.333, 334 Правил.
При таких обстоятельствах включение Заказчиком в Закупочную документацию требования к участнику закупки о наличии сертификата эксплуатанта, а также требование об оказании услуг с использованием гражданского воздушного судна противоречит положениям части 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом:
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Указанные выше требования к участнику закупки и воздушному судну ограничивает количество потенциальных участников закупки, в том числе Заявителя, поскольку данное лицо имеет свидетельство о государственной регистрации государственного воздушного судна и не имеет сертификат эксплуатанта, поскольку относится к государственной авиации.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.
Довод Заявителя обоснован.
2. Относительно довода об отсутствии в Закупочной документации сведений о форме, порядке, дате и времени окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке установлено следующее.
В соответствии с ч.9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Согласно п. 11 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
Комиссия Кировского УФАС России, проанализировав Аукционную документацию, установила, что в ней отсутствует форма, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке, что нарушает положения п.11 ч.10 ст.4 Закона о закупках.
Довод Заявителя обоснован.
3. Относительно не размещения в ЕИС действующей редакции положения о закупках установлено следующее.
Согласно ч.2 ст.3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Протоколом N 108 от 15.11.2018 года наблюдательного совета утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Положение).
В ЕИС 24.12.2019 года в качестве действующей редакции размещено Положение о закупках КОГСАУ "Лесоохрана", утвержденное протоколом наблюдательного совета N 108 от 15.11.2018 года с приложением указанного протокола.
Вместе с тем, в материалах дела КОГСАУ "Лесоохрана" представлено Положение о закупках Автономного учреждения в редакции от 16.12.2019 года (протокол наблюдательного совета N 144 от 16.12.2019 года) N 144, данное Положение в ЕИС не размещено.
В ходе проведения заседания Комиссии Кировского УФАС России установлено, что 22.05.2020 года в ЕИС размещено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд КОГСАУ "Лесоохрана", утвержденного протоколом наблюдательного совета N 158 от 14.05.2020 года.
Решением Комиссии Кировского УФАС России N 043/07/3.2 - 253/2020 от 13.04.2020 года было установлено нарушение сроков размещения Положения о закупках в редакции от 16.12.2019 в сроки, установленные ч.1 ст.4 Закона о закупках.
Довод Заявителя оставлен без рассмотрения.
Поскольку выявленные нарушения повлияли на результат закупки, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ПОУ "Кировский аэроклуб общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" на действия Организатора торгов - КОГСАУ "Лесоохрана" при проведении запроса цен на оказание услуг по аренде воздушного судна с экипажем (номер извещения 32009105165).
2. Выдать КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Заместитель председателя комиссии "..,"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25 мая 2020 г. N 043/07/3.2-374/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020