Резолютивная часть решения оглашена 19.05.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 20.05.2020.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- ООО "Энергосеть" (по доверенности),
- АО "Газпром газораспределение Липецк" (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Энергосеть" на действия АО "Газпром газораспределение Липецк" и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы на территории производственной базы АО "Газпром газораспределение Липецк" по адресу: г. Липецк, ул. Поселковая, д. 1А (инв. N00001693) (извещение N 32009047409) (далее- запрос предложений; закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "Энергосеть" (далее - заявитель) на действия АО "Газпром газораспределение Липецк" (далее - заказчик) и его закупочной комиссии при проведении закупки.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.
Заседание Комиссии проведено дистанционно посредством видеоконференцсвязи.
Представитель ООО "Энергосеть" в связи с техническими неполадками не смог принять участие во всем заседании Комиссии.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе заявителя указано, что в п. 5 документации установлено, что оценка по критерию "Наличие трудовых ресурсов" будет производиться по следующей формуле: R6i = (Li/ Lmax) х 100. Данная заказчиком трактовка как Lmax - максимальное среди всех заявок Участников количество трудовых ресурсов Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору не содержит четкого указания о количестве персонала для оценки в расчете, тем самым вводя в заблуждение Участников закупки. Также для оценки заявки по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ" ООО "Энергосеть" представлены договоры в количестве 8 штук. Однако, комиссией присвоен 0 баллов. В итоговом протоколе отсутствует информация о том, какие договоры комиссией не были учтены, со ссылкой на основание несоответствия конкретному положению документации о запросе предложений в электронной форме. Таким образом, действия Заказчика привели к ограничению конкуренции, искусственно создав препятствия для подтверждения опыта выполненных работ в любом регионе Российской Федерации, ввиду региональных ограничений Заказчик лишил Участника представить весь имеющийся опыт, что нарушает требование Федерального закона "О защите конкуренции", накладывает дискриминационные ограничения по признаку территориальности. Установленный в документации порядок оценки является дискриминационным по признаку территориальности, не носит объективного характера и является субъективным оценочным параметром, и не может быть оценен объективными параметрами, выраженными количественными и финансовыми характеристиками и противоречит Федеральному закону "О защите конкуренции", ограничивает как количество участников торгов, так и лишает представить в полной мере опыт работ. Заявитель считает, что в действиях Заказчика имеются грубые нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушены требования ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель заказчика не согласен с жалобой и пояснил, что критерии оценки заявок применяются в равной мере ко всем участникам закупки, порядок оценки заявок раскрыт в закупочной документации. Принципы осуществления закупок при установлении критериев и порядка оценки заявок не нарушены. При присвоении 0 баллов по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ" участникам закупки был соблюден порядок оценки заявок, установленный документацией. При этом каких-либо запросов о разъяснении порядка начисления баллов заявителем не направлялось.
Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителя заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер и содержит исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган.
Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Относительно довода жалобы о наличии признаков нарушения ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о закупках, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Советом директором заказчика утверждено Типовое положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Газпром газораспределение Липецк" (далее -Положение о закупках).
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение о проведении закупки и документация.
Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Часть 6 данной статьи устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с Положением о закупках запрос предложений - форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о конкурентной закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о конкурентной закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке установлен в п. 2.9.3 документации. Так, оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке проводится членами Комиссии в строгом соответствии с критериями (п. 3.29 настоящей Документации) и порядком, предусмотренными в п. 3.30 настоящей Документации. При оценке и сопоставлении заявок на участие в Закупке члены Комиссии и привлекаемые специалисты должны руководствоваться:
а) действующим законодательством;
б) условиями Закупки, изложенными в Извещении, настоящей Документации, внесенными в них изменениями, а также разъяснениями положений настоящей Документации;
в) критериями оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, предусмотренными настоящей Документацией.
В силу требований Положения о закупках, в документации о закупке, в числе прочего, должны содержаться критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке. В составе критериев оценки и сопоставления заявок Заказчик (Организатор) вправе указать как ценовые, в том числе такие подкритерии как цена, расходы связанные с исполнением договора, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и прочее, так и неценовые критерии, в том числе подкритерии, определяющие качественные, функциональные, экологические и иные характеристики предмета закупки, квалификацию участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации и прочие подкритерии, оценивающие соответствие участника закупки требованиям Заказчика. Заказчик (Организатор) вправе устанавливать по своему усмотрению иные, не предусмотренные настоящим пунктом критерии (подкритерии) оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости в целях определения степени соответствия участника конкурентного отбора требованиям Заказчика, предусмотренным в документации о конкурентном отборе.
Согласно п. 3.29 документации критериями оценки заявок на участие в закупке являются:
1) Цена закупки,
2) Наличие техники и оборудования,
3) Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) на территории Липецкой области в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке,
4) Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе,
5) Наличие трудовых ресурсов.
Согласно приведенному в п. 3.30 документации порядку оценки заявок по критерию "Наличие трудовых ресурсов" оценка осуществляется по формуле: R6i = (Li/ Lmax) х 100, где:
R5i - оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию "Наличие трудовых ресурсов";
Lmax - максимальное среди всех заявок Участников количество трудовых ресурсов Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору;
Li - количество трудовых ресурсов Участника i-го Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору.
Сведения о трудовых ресурсах участника, необходимых для выполнения работ (оказания услуг), предоставляются по Форме 9.
Список персонала, который должен привлекаться к выполнению работ/оказанию услуг по договору:
N п/п |
Специализация/разряд |
Стаж |
Количество человек (не менее) |
1 |
Инженер-строитель |
Не менее 1 года |
1 |
2 |
Электрогазосварщик |
Не менее 1 года |
1 |
3 |
Слесарь |
Не менее 1 года |
2 |
Также необходимо отметить, что в установленной для заполнения обязательной форме 9 предусмотрено указание общего количества человек, которые участник собирается использовать при выполнении работ (оказании услуг) по предмету закупки.
Таким образом, приведенными положениями документации установлена возможность участникам закупки представить сведения о том количестве определенных заказчиком специалистов, которые будут им привлекаться для выполнения работ по договору, а закупочная комиссия произведет сопоставление представленных всеми участниками сведений с целью присвоения предусмотренных документацией баллов.
Комиссией установлено, что порядок оценки заявок по критерию "Наличие трудовых ресурсов" в полной мере раскрыт в документации, направлен на выявление лучшего условия, что соответствует принципам, закрепленным в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и требованиям ч. 6 данной статьи.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 22.04.2020 по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) на территории Липецкой области в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке" всем участникам присвоено 0 баллов.
При этом в отношении предложения заявителя в данном протоколе указано: участник полностью или частично не представил копии заключенных и исполненных договоров и актов выполненных работ/услуг (по форме КС-2 и КС-3), подтверждающих указанные в Форме 7 (Справка об опыте выполнения аналогичных договоров) п. 2.3.1.6 Документации.
На рассмотрение жалобы заказчиком представлена заявка заявителя, в составе которой имеется справка об опыте выполнения аналогичных договоров по форме N7 документации.
Обязательная для заполнения форма 7 предусматривает приложение поименованных в справке договоров, являющихся неотъемлемыми приложениями данной формы.
Также согласно п. 1.4.2.2 документации в отношении справки об опыте выполнения аналогичных договоров (Форма 7) установлено, что в качестве подтверждения Участником к форме прикладываются копии договоров и актов выполненных работ (по форме КС-2 и КС-3).
При этом указанная справка предоставляется в составе заявки на участие в закупке (п. 2.3.1 документации).
При анализе заявки заявителя, а также исходя из пояснений представителя заказчика, установлено, что в составе приложенных к справке об опыте выполнения аналогичных договоров по форме N7 заявителем не приложен поименованный договор с ОГУП "Липецкоблводоканал" от 07.10.2019 N31908278611.
В соответствии с требованиями п. 2.3.1.6 документации случае, если заявки Участников оцениваются по одному из следующих критериев:
- "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) на территории Липецкой области в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке";
- "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) на территории Липецкой области в денежном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате публикации Извещения о закупке";
- "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) на территории Липецкой области в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке";
- "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) на территории Липецкой области в натуральном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате публикации Извещения о закупке";
Участник предоставляет сведения о количестве и стоимости заключенных и исполненных договоров за установленный в настоящей Документации период по Форме 7 (Справка об опыте выполнения аналогичных договоров). Указанные в Форме 7 сведения подтверждаются копиями заключенных и исполненных договоров и актов выполненных работ/услуг.
Если Участник полностью или частично не представил копии заключенных и исполненных договоров и актов выполненных работ/услуг (по форме КС-2 и КС-3), подтверждающих указанные в Форме 7 (Справка об опыте выполнения аналогичных договоров) сведения, такой Заявке по указанным критериям будет присвоена оценка "0 баллов".
С учетом вышеизложенного, исходя из установленного в документации порядка оценки заявок по критерию "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) на территории Липецкой области в натуральном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке", Комиссия не усматривает нарушений Закона о закупках и Положения о закупках в действиях закупочной комиссии заказчика при присвоении заявителю "0 баллов" по указанному критерию.
В соответствии с п. 2.10.2 документации на основании результатов рассмотрения и оценки Заявок на участие в Закупке Комиссия может принять следующие решения:
а) о выборе наилучшей Заявки на участие в Закупке;
б) об отклонении всех Заявок на участие в Закупке и признании Закупки несостоявшейся.
Пунктом 2.10.3 документации предусмотрено, что решения Комиссии оформляются протоколом, в котором содержатся, в числе прочего, результаты оценки Заявок на участие в Закупке, окончательных предложений с указанием решения Комиссии о присвоении каждой такой Заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких Заявок.
Протокол подведения итогов от 22.04.2020 содержит предусмотренную указанным пунктом информацию. Требование об указании в итоговом протоколе информации о том, какие договоры не были учтены закупочной комиссией при оценке заявки заявителя по рассматриваемому критерию, со ссылкой на основание несоответствия конкретному положению документации, в документации не установлено.
Руководствуясь ст. 3 Закона о закупках, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Энергосеть" на действия АО "Газпром газораспределение Липецк" и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы на территории производственной базы АО "Газпром газораспределение Липецк" по адресу: г. Липецк, ул. Поселковая, д. 1А (инв. N00001693) (извещение N 32009047409) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 мая 2020 г. N 048/07/3-437/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.05.2020