Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководитель управления, членов Комиссии - - начальника отдела контроля органов власти,- ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,
при участии от:
- ООО "Спецкомплект" - по доверенности от 03.02.2020 N 2/20,
- МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" - по доверенности от 20.01.2020 N б/н, по доверенности от 28.04.2020,
рассмотрев дело N 8-01/283 (027/01/17-920/2019) по признакам нарушения МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в проведении закупки у единственного поставщика ООО "Металлосбыт ДВ" (извещение N 31908174370),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение ООО "Спецкомплект" с жалобой на действия МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения при проведении закупки у единственного поставщика ООО "Металлосбыт ДВ".
Из обращения следует, что закупка у единственного поставщика проведена не конкурентным способом.
Приказом Хабаровского УФАС России от 13.11.2019 N433 в отношении МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" возбуждено настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 26.11.2019 рассмотрение дела назначено на 16.12.2019.
Определением от 16.12.2019 рассмотрение дела откладывалось, в связи с неявкой лиц привлеченных к участию в деле, рассмотрение дела назначено на 06.02.2020.
Определением от 06.02.2020 рассмотрение дела откладывалось, в связи с отсутствием кворума комиссии.
Определением от 11.02.2020 рассмотрение дела откладывалось, в связи с отсутствием в материалах дела технического задания и приложений к муниципальному контракту от 17.07.2019 N 62, срок рассмотрения дела продлевался.
Определением от 10.03.2020 рассмотрение дела откладывалось, в связи с принятием комиссией Хабаровского УФАС России заключения об обстоятельствах дела.
17.03.2020 комиссией Хабаровского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела.
Уведомлением от 26.03.2020 рассмотрение дела откладывалось, в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, на 08.04.2020.
Уведомлением от 02.04.2020 рассмотрение дела откладывалось, в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, на 29.04.2020. Поступило ходатайство от ООО "Спецкомплект" о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.
В соответствии с Указом Президента "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" от 25.03.2020 г. N 206, а также в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, рассмотрение дела N 8-01/283 (027/01/17-920/2019) проведено в дистанционном режиме посредством ВКС.
Письменных возражений на заключение об обстоятельствах дела от лиц, участвующих в рассмотрении дела, не поступило.
Представитель МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" пояснил, что проведение закупки у единственного поставщика извещение N 31908174370 обусловлено необходимостью в целях надлежащего исполнения обязательств по муниципальному контракту, срочной потребностью в материалах для выполнения указанного контракта. В данном случае применение конкурентных способов закупки нецелесообразно в связи с затратой времени на их проведение, а так же ввиду срочного характера данной закупки.
Представителем МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" в заседание комиссии предоставлено приложение N1 к муниципальному контракту N47 (техническое задание).
Представитель ООО "Спецкомплект" доводы, заявленные в жалобе поддержала в полном объеме, настаивала, что проведение закупки должно проводиться конкурентным способом, что своими действиями заказчик ограничил конкуренцию.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле посредством ВКС, пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Пункт 1 части 3.1. статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурса (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросов котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запросов предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Пункт 2 части 3.1. статьи 3 Закона о закупках иными способами, установленными положение о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Часть 3.2. статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного 31.10.2018 директором МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" (далее - Положение) в соответствии с Постановлением Администрации города Хабаровска от 04.10.2018 N 3479 "Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных бюджетных, автономных учреждений, муниципальных предприятий" установлен порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика.
Согласно пункта 6.1. Положения заказчик при осуществлении закупок использует конкурентные способы закупок или осуществляет неконкурентные способы закупок.
Пункт 6.2. Положения конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурса (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросов котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запросов предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям конкурентной. Способами неконкурентной закупки являются запрос цен и закупка у единственного поставщика.
В соответствии с пунктом 37.2 Положения извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно пункту 42.1 Положения сформировать и разместить извещение в ЕИС не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения запроса предложений.
Случаи осуществления закупок у единственного поставщика предусмотрены в пункте 51.1 Положения о закупках. Заказчиком в обоснование проведения закупки у единственного поставщика применен подпункт 15 пункта 51.1 данного Положения - осуществление закупки по привлечению в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта или гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения в таком государственном контракте или гражданско-правовом договоре обязательств.
07.08.2019 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" (далее - МУП г. Хабаровска "НПЦОДД") размещено извещение N 31908174370 о закупке у единственного поставщика ООО "Металлосбыт ДВ" на право заключения договора на закупку электросварных труб.
Начальная (максимальная) цена договора - 756 243, 80 рублей.
Источник финансирования - средства МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" по выполнению муниципального контракта N 47 от 06.06.2019.
Приказом МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" от 24.07.2019 N 94-УЗ принято решение провести закупку электросварных труб руководствуясь подпунктом 15 пункта 51.1 Положения о закупках, применив метод закупки с единственным поставщиком, срок закупки август 2019.
Как следует из представленных в материалы дела документов, между администрацией города Хабаровска и МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" по результатам торгов заключен муниципальный контракт от 06.06.2019 N 47, на основании протокола от 27.05.2019 N 0122300006119000512, по выполнению работ по обеспечению безопасности дорожного движения (ликвидации мест концентрации ДТП). Работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) в объемах, определенных локальными сметными расчетами (приложение N 2 к контракту). Цена контракта составляет 19 307 277, 00 рублей, в том числе НДС (20%). Сроки выполнения работ до 31.10.2019.
Для исполнения муниципального контракта от 06.06.2019 N 47 заказчиком проведен запрос коммерческих предложений на поставку электросварных труб. По результатам отбора коммерческих предложений с "Металлосбыт ДВ" заключен договор поставки от 12.08.2019 N12/08/2019/1.
Данный способ закупки не является запросом котировок, запросом предложений в соответствии с пунктами 37 и 42 Положения о закупках. Проведенный заказчиком запрос коммерческих предложений не является конкурентной процедурой в понятии Закона о закупках и Положения о закупках предприятия. Фактически поставщик выбран неконкурентным способом у единственного поставщика.
Документов, подтверждающих необходимость проведения закупки у единственного поставщика в кратчайшие сроки, МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" непредставлено.
Исходя из Положения о закупках, наименее продолжительным по срокам проведения является запрос котировок и запрос предложений. Возможность проведения конкурентной закупки с наименьшим сроком по Положению заказчика предусмотрена, однако заказчик ими не воспользовался.
Хабаровским УФАС России руководствуясь частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, проведен анализ состояния конкуренции при осуществлении закупки электросварных труб у единственного поставщика извещение N 31908174370. По результатам проведенного анализа установлено, что временной интервал настоящего исследования определен с 07.08.2019 (с даты размещения извещения о закупке у единственного поставщика) по 31.10.2019 (срок окончания исполнения контракта). В состав хозяйствующих субъектов - участников закупки входил единственный претендент - ООО "Металлосбыт ДВ", т.е. конкуренция отсутствовала.
Частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Доводы МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" о срочности выполнения работ по муниципальному контракту комиссией Хабаровского УФАС России не принимаются, исходя из следующего.
Поскольку муниципальный контракт N 47 заключен 06.06.2019, срок завершения работ по контракту 31.10.2019. В период с 25.06.2019 по 19.07.2019 предприятием собраны коммерческие предложения на поставку электросварных труб. Договор поставки N12/08/2019/1 заключен 12.08.2019.
С даты заключения муниципального контракта до заключения договора поставки у заказчика было время для проведения конкурентных процедур, предусмотренных Положением заказчика, в виде запроса котировок (пункт 37 Положения) либо запроса предложений (пункт 42 Положения).
Доказательств наличия надлежащих оснований для осуществления закупок у единственного поставщика МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" непредставлено.
Поскольку спорная закупка осуществлена МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" у единственного поставщика без каких-либо обоснований, что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение соответствующего договора на равных условиях.
Таким образом, комиссия Хабаровского УФАС России учитывая, что предприятие обладало достаточным временем для проведения конкурентной процедуры для исполнения контракта, приходит к выводу о наличии в действиях МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для его выдачи, поскольку электросварные трубы по договору поставки от 12.08.2019 N12/08/2019/1 поставлены и переданы заказчику, договор исполнен в полном объеме.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать МУП города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" (ИНН 2724113972, ОГРН 10702724009687) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в проведении закупки у единственного поставщика ООО "Металлосбыт ДВ" (извещение N 31908174370).
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 мая 2020 г. N 027/01/17-920/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.05.2020