Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <_>
Члены Комиссии - <_>,
<_>,
рассмотрев дело N063/05/16-142/2020, возбужденное в отношении ООО "ИНФОРМ-БЮРО" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, статьи 16 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г N38-ФЗ (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии представителя:
заявителя - Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198) - лицо не явилось на заседание, лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором N 44312343232760 и атрибутом "вручение адресату почтальоном 09.04.2020 г."; списком внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020 г., чеком ККМ от 08.04.2020 г.
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Информ-Бюро" (443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Гагарина, 86А, 2 этаж, комната 8, ИНН 6318190040, ОГРН 1106318007905, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 01.12.2010, наименование регистрирующего органа - Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган - 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) - лицо не явилось на заседание, лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором N 44312343232753 атрибутом "вручение адресату почтальоном 09.04.2020 г."; списком внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020 г., чеком ККМ от 08.04.2020 г., а также по электронной почте. Лицо заявляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. N 28938-з от 03.04.2020 г.) в связи с установлением нерабочих дней с 30.03.2020 до 30.04.20202 г. на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 г. N206 и от 02.04.2020 г. N 239.
заинтересованного лица- ---
эксперта - ---
переводчика - ---
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (исх. N 2073-05/63 от 07.02.2020. / вх. N942 от 11.02.2020 г..), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в отношении печатного средства массовой информации журнала "Я и мой малыш" (реестровая запись 05.11.2013 серия ПИ N ТУ 63-00637), в ходе которого были выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Так, было установлено размещение на 4 странице журнала "Я и мой малыш" (выпуск N1 2019 от 30.06.2019 г.) рекламного блока "Детская и семейная фотография. Фотограф Ирина Бубнова. Москва/Самара. WhatsApp, Viber 8-927-705-05-14. Значок социальной сети "Instagram" dary_ylibki. Предъявителю скидка 20%" без размещения пометки "Реклама".
В соответствии со свидетельством о регистрации примерная тематика и специализация - информационная, медицинская. СМИ не специализируется на сообщения и материалах рекламного характера.
Учредителем СМИ является ООО "Информ-Бюро" (443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Гагарина, 86А, 2 этаж, комната 8, ИНН 6318190040, ОГРН 1106318007905, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 01.12.2010, наименование регистрирующего органа - Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган - 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является услуга фотографа.
В соответствии со статьей 16 ФЗ "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, действия ООО "Информ-Бюро" содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение статьи 16 ФЗ "О рекламе" указанного закона несет рекламораспространитель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Самарское УФАС России определило возбудить производство по делу N063/05/16-142/2020 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначить рассмотрение дела на 12 марта 2020 года.
12.03.2020 г. на рассмотрение дела явился директор ООО "Информ-Бюро" Спектор Елена Валентиновна (паспорт, директор).
Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела от 12.03.2020 г. срок рассмотрения дела был продлен на 2 месяца, рассмотрение дела было назначено на 06.04.2020 г.
В материалы дела N 063/05/16-142/2020 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе поступили письменные пояснения, запрашиваемые у ООО "Информ-Бюро".
В назначенную дату и время 06.04.2020 г. лицо на рассмотрение дела не явилось, лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 44312343045520 и атрибутом "вручение адресату почтальоном 18.03.2020 г", списком внутренних почтовых отправлений N2 от 17.03.2020, чеком ККМ от 17.03.2020, а также посредством электронной почты, что подтверждается распечаткой об отправке электронного сообщения. Лицо заявляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. N 28938-з от 03.04.2020 г.) в связи с установлением нерабочих дней с 30.03.2020 до 30.04.20202 г. на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 г. N206 и от 02.04.2020 г. N 239.
Определением об отложении рассмотрения дела от 06.04.2020 г. срок рассмотрения дела был продлен на 2 месяца, рассмотрение дела было назначено на 28.04.2020 г.
В назначенную дату и время 28.04.2020 г. представитель ООО "Информ-Бюро не явился на заседание, лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором N 44312343232753 атрибутом "вручение адресату почтальоном 09.04.2020 г."; списком внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020 г., чеком ККМ от 08.04.2020 г., а также по электронной почте. Лицо заявляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. N 28938-з от 03.04.2020 г.) в связи с установлением нерабочих дней с 30.03.2020 до 30.04.20202 г. на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 г. N206 и от 02.04.2020 г. N 239.
28.04.2020 г. Комиссией в отсутствие представителя ООО "Информ-Бюро" была принята резолютивная часть решения.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является услуга фотографа, распространенная СМИ "Мой малыш".
В статье 16 ФЗ "О рекламе" указано, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Согласно письменным объяснениям ООО "Информ-Бюро" (вх. N 1675-з от 03.03.2020 г.) в готовом напечатанном издании "Мой малыш" (выпуск N 1 2019 от 30.06.2019 г.), на четвертой полосе издания "надпись "реклама" имеется, но нечетко. Весь рекламный блок в печати выглядит значительно темнее, чем в файле. Печать издания офсетная".
В рамках заседания 12.03.2020 г. представителем ООО "Информ-Бюро" в материалы дела был предоставлен выпуск журнала "Я и мой малыш" (формат А5), а также версия 4 страницы с рассматриваемой рекламной информации формата (А4). Представитель ООО "Информ-Бюро" дополнительно подтвердила, что в рассматриваемой рекламной информации имеется пометка "реклама", однако она является трудноразличимой на черно-белом фоне. Самарское УФАС России запросило у ООО "Информ-Бюро" информацию о размере надписи "реклама" в журнале "Я и мой малыш" (выпуск N 1 2019 от 30.06.2019 г.).
Согласно письменным объяснениям ООО "Информ-Бюро" (вх. N 2531-з от 26.03.2020 г.), пометка "реклама" на всех рекламных полосах, где это слово не указано в заголовке страницы или в тексте рекламы, выполнена шрифтом Arial Regular 4 пт (реклама).
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
По аналогии с указанной выше нормой, ввиду того, что размер пометки "реклама" выполнен белым шрифтом на черно-белом фоне, кеглем 4 пт., информация с данной пометкой считается отсутствующей, так как является трудноразличимой с позиции обычного потребителя и требует увеличения.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение статьи 16 ФЗ "О рекламе" указанного закона несет рекламораспространитель.
Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу, что размещение ООО "Информ-Бюро" рекламы "Детская и семейная фотография. Фотограф Ирина Бубнова. Москва/Самара. WhatsApp, Viber 8-927-705-05-14. Значок социальной сети "Instagram" dary_ylibki. Предъявителю скидка 20%" без пометки "реклама" является нарушением статьи 16 ФЗ "О рекламе".
ООО "Информ-Бюро" является распространителем указанной рекламы, что подтверждается материалами дела, в том числе:
1. Письменными объяснениями ООО "Информ-Бюро" (вх. N 1675-з от 03.03.2020 г.), (вх.N 2531-з от 26.03.2020 г.);
2. Копией докладной записки "О результатах проведения систематического наблюдения от 06.02.2020 N146-дн;
3. Сопроводительным письмом Управления Роскомнадзора по Самарской области (вх.N 942 от 11.02.2020 г.);
4. Выпиской из ЕГРЮЛ ООО "Информ-Бюро";
5. Копией свидетельства о регистрации СМИ "Я и мой малыш";
6. Уставом редакции журнала "Я и мой малыш" от 06.11.2013 г.;
7. Заявлением о регистрации СМИ "Я и мой малыш";
8. Копией докладной записки о результатах систематического наблюдения от 19.12.2019 N3079-дн;
9. Копиями страниц выпуска журнала "Я и мой малыш" N 1 2019 от 30.06.2019;
10. Выпуском журнала "Я и мой малыш" N 1 2019 от 30.06.2019;
11. Определением о возбуждении дела N 063/05/16-142/2020 от 27.02.2020 г.;
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение статьи 16 ФЗ "О рекламе" указанного закона несет рекламораспространитель.
Одной из целей ФЗ "О рекламе" является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ "О рекламе"). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе" в действиях ООО "Информ-Бюро" (выпуски издания "Я и мой малыш" после 30.06.2019 г. не выходили), в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ООО "Информ-Бюро" (443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Гагарина, 86А, 2 этаж, комната 8, ИНН 6318190040, ОГРН 1106318007905, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 01.12.2010, наименование регистрирующего органа - Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган - 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) нарушение требований рекламного законодательства, установленных статьей 16 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Информ-Бюро" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2020 г.
Решение изготовлено в полном объеме "12" мая 2020 г.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 апреля 2020 г.N 063/05/16-142/2020 (ключевые темы: реклама - антимонопольный орган - контрольно-кассовая техника - периодические издания - наблюдение)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.05.2020