Резолютивная часть решения оглашена "18" июня 2020
В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2020 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) по рассмотрению жалобы ООО "УСПЕХ" в составе:
заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
В отсутствие:
представителя ООО "УСПЕХ" (далее - Заявитель),
представителя МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области (далее - Организатор торгов);
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО "УСПЕХ" (вх. от 29.05.2020 N19384-ЭП/20) на действия Организатора торгов - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области при организации и проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже арестованного имущества (извещение размещено на сайте https://torgi.gov.ru, N070520/0028058/01, лот N3) документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,
УСТАНОВИЛА:
Извещения N070520/0028058/01 о проведении аукциона размещено на сайте https://torgi.gov.ru/ (далее - сайт торгов).
Дата публикации извещения 07.05.2020
Дата начала представления заявок на участие: 08.05.2020
Дата окончания представления заявок на участие: 20.05.2020
Дата проведения: 25.05.2020
Предметом торгов является имущество должника: Лот 3 (повторные) Подвергнутый аресту МОСП по ИОИП УФССП России по ЛО, в рамках исп.производства N 17371/19/47036-Ип от 05.06.2019 г., находящийся в залоге у ОАО Банк Российский кредит в лице конкурсного управляющего-Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", принадлежащий ЗАО "Кипень" земельный участок, кат. земель: земли с/х назначения, общей площадью 782857+/-7742 кв.м., кад.N 47:14:1102003:374, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район.
Обременения: ипотека.
Начальная цена: 960 000,00 руб.
Сумма задатка: 48 000,0 руб.
Шаг аукциона: 15 000,0 р.
Заявитель обжалует действия Организатора торгов в части отклонения заявки Заявителя на участие в торгах.
Согласно протоколу N1 о подведении итогов приема и регистрации заявок от 22.05.2020 заявка Заявителя не допущена до участия в торгах в связи с тем, что Обществом не представлено: письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и действующим законодательством; не представлен бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату.
В ходе изучения и анализа комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов жалобы, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Торги проводятся на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу https://www.ets24.ru в соответствии со ст. 87, 89, 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ; ст.57 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" N 102-ФЗ от 16.07.1998 г., ст. 447-449.1 ГК РФ, регламентом электронной торговой площадки.
Согласно части 1 статьи 87 Закона N 229-ФЗ реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 87 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что реализация заложенного имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Частью 2 статьи 90 Закона N229-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Исходя из части 4 статьи 447 ГК РФ целью проведения аукциона является привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для получения максимальной цены за объект торгов.
В силу части 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Согласно части 2 и части 3 статьи 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Законодательство не содержит конкретных, исчерпывающих требований как к составу, так и к порядку и критериям отклонения заявки от участия в торгах.
Таким образом, в условиях отсутствия законодательного регулирования состава заявки на участие в рассматриваемых торгах, Организатор торгов, устанавливая, в документации об аукционе перечень документов и сведений, входящих в состав заявки, должен руководствоваться критерием разумности, существенности, истребуя лишь те документы и сведения, которые действительно будут являться критерием оценки и могут оказать влияние на проведение процедуры торгов, учитывая предмет и специфику торгов (продажа имущества).
Действуя разумно и добросовестно при реализации имущества должника, организатор торгов должен обеспечить наибольшее количество состава участников торгов с целью увеличения как уровня конкуренции между участниками торгов, так и итоговой цены продаваемого имущества, что в свою очередь обеспечивает соблюдение интересов всех потенциальных покупателей, а также взыскателя и должника.
Комиссией установлено, согласно аукционной документации, размещенной на сайте торгов, для участия в торгах необходимо предоставить следующие документы:
1. Заявку на участие в торгах по установленной форме (подписанную ЭЦП).
2.Документ, подтверждающий внесение претендентом задатка в соответствии с договором о задатке (Платежное поручение с отметкой банка или чек-ордер).
3.Надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, если заявка подается представителем претендента.
4. Подписанный претендентом договор о задатке (шаблон договора приложен на ЭТП).
Для юридических лиц:
1. нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
2. надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие полномочия органов управления претендента (выписки из протоколов, копии приказов), доверенность на имя представителя, имеющего право действовать от имени Претендента;
3. письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и действующим законодательством;
4. выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса для юридических лиц - нерезидентов РФ.
Так, устанавливая требование о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, Организатор торгов не пояснил цель и задачу истребования указанных документов, не указал на критерии и порядок оценки.
Следует отметить, что в рамках указанных торгов, осуществляется продажа имущества должника, таким образом, результаты финансовой деятельности общества, отраженные в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату, никаким образом не могут повлиять на право покупки имущества, равно как и аукционная комиссия не обладает как полномочиями, так и квалификацией на оценку бухгалтерского баланса общества.
Более того требования о нотариальном заверении документов накладывают на потенциальных участников торгов дополнительные как временные, так и финансовые обременения.
Стоит отметить, что проводимые торги содержат условия об обеспечении участия в торгах задатком, при этом размер задатка устанавливается Организатором торгов.
Таким образов, в случае, отсутвтия (отказа) победителя торгов заключить договор купли-продажи (по его вине), задаток внесенный в качестве
Пунктом 7 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что к обществам к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества одобрение крупной сделки, не требуется, что также подтверждает в своих возражения Организатор торгов.
Согласно представленным Организатором торгов документам, Заявитель в составе своей заявки, подписанной генеральным директором Дзязько С.Р. ООО "УСПЕХ", представил Устав общества, в котором отражено, что Дзязько С.Р. является одновременно и единственным учредителем, и генеральным директором общества.
Таким образом, требование письменного решения соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение имущества, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и действующим законодательством по отношению к ООО "УСПЕХ" не требуется. Довод Заявителя - обоснован.
Относительно довода Заявителя о том, что Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Заявителя, в связи с тем, что Заявителем в составе заявки не представлен бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами.
Пунктом 6 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете установлено, что датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Заявитель в жалобе указывает, что ООО "УСПЕХ" был зарегистрирован 03.03.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, у Заявителя отсутствовала возможность предоставления бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату.
Таким образом, приведённое выше основание для отклонения заявки Заявителя не основано на нормах права.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Также необходимо отметить, что Организатором торгов не представлены доказательства наступления негативных последствии в виду отсутствия в составе заявки бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, не доказана фактическая невозможность участия в торгах Заявителя.
При проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в торгах организатор торгов должен строго следовать целям проведения торгов соблюдать принцип добросовестный конкуренции, публичность, открытость и прозрачность, а также требовании\x{0306} статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установление Организатором торгов требований к заявителю о предоставлении в составе заявки бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату является чрезмерным, избыточным и ограничивает количество возможных участников аукциона.
Исходя из вышеизложенного отклонение Заявителя по данным основанием является формальным, противоречащим целям и задачам реализации арестованного имущества, не соответствующим требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно протоколу N 2 заседания комиссии об определении победителя торгов от 26.05.2020 Победителем торгов был признан участник, предложивший максимальную цену за имущество в размере 25 095 000 (двадцать пять миллионов девяносто пять тысяч) 00 рублей.
Протоколом N4 об аннулировании результатов повторных торгов по продаже арестованного имущества от 03.06.2020 в связи с не поступлением денежных средств в счет оплаты стоимости имущества от победителя торгов, было принято решение:
Аннулировать результаты торгов по торговой процедуре N16392, проведённых 25.05.2020 г. на электронной торговой площадке, расположенной в интернете по адресу: https://ets24.ru.
Признать повторные торги по реализации имущества: земельный участок, кат. земель: земли с/х назначения, общей площадью 782857+/-7742 кв.м., кад.N 47:14:1102003:374, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, несостоявшимися.
Предложить организатору торгов расторгнуть Протокол N3 о результатах повторных торгов по продаже арестованного имущества (торговая процедура N16392) от 26.05.2020 г.
Уведомить победителя торгов о прекращении действия Протокола N 3 о результатах повторных торгов по продаже арестованного имущества (торговая процедура N16392) от 26.05.2020 г.
Перечислить сумму задатка, поступившего на счёт Организатора торгов от победителя аукциона по договору о задатке от 12.05.2020 г. в размере 48000 рублей (сорок восемь тысяч рублей ноль копеек) рублей на счёт МОСП по ИОИП УФССП России по ЛО (ВНИМАНИЕ! Наименование отдела службы судебных приставов указано в творительном падеже. Необходимо исправить на именительный).
Рекомендовать организатору торгов объявить и провести повторные торги в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "УСПЕХ" обоснованной.
Признать в действиях Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание не выдавать в связи с тем, что торги аннулированы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.06.2020