Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19 января 2021 г. по делу N А40-172374/2020 настоящее решение признано незаконным в части п. 2 мотивировочной части и п. п. 1 и 2 резолютивной части
по результатам рассмотрения жалобы ООО "ИТ "Интегра" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
30.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "ИТ "Интегра" от 22.06.2020 N 727934 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 236/ОКЭ-ДКРС/20 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция станции Тулун Восточно-Сибирской железной дороги" (извещение N 32009052606), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ИТ "Интегра" (далее - Заявитель) от 22.06.2020 N 727934 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 236/ОКЭ-ДКРС/20 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция станции Тулун Восточно-Сибирской железной дороги" (извещение N 32009052606) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.03.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 490 831 932 рубля;
Дата окончания подачи заявок - 12.05.2020;
Дата рассмотрения заявок - 09.06.2020;
Дата подведения итогов Конкурса - 10.06.2020;
На участие в Конкурсе подано 2 заявки, из них 1 заявка признана соответствующей требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе;
Заказчиком ненадлежащим образом размещены протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 33 Положения о закупке.
При этом часть 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3.3.2.4 Документации установлено, что участник (в том числе каждое юридическое и/или физическое лицо, выступающее на стороне одного участника) должен соответствовать обязательным требованиям Документации, в том числе, сведения об участнике должны отсутствовать в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Закона о закупках.
При этом согласно пункту 3.6.6.2 Документации участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе, в том числе в случае несоответствия участника Конкурса предусмотренным Документацией требованиям.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 09.06.2020 N 236/ОКЭ-ДКРС/20/2 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе, в том числе, "на основании пункта 3.6.6.2 конкурсной документации, в связи с несоответствием участника обязательному требованию, предусмотренному пунктом 3.3.2.4 конкурсной документации (сведения об участнике находятся в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном частью 7 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы и пояснил, что Заявитель является участником (консорциум), на стороне которого выступает, в том числе, ООО "Новый мир", при этом в составе заявки Заявителем представлена форма 1.3 Документации (подтверждение соответствия требованиям пункта 3.3.2.4 Документации) согласно которой сведения об участнике отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном частью 7 статьи 3 Закона о закупках. Вместе с тем, в ходе проверки представленных в составе заявки Заявителя материалов Заказчиком установлено, что сведения об одном из участников консорциума ООО "Новый мир" находятся в реестре недобросовестных поставщиков (N РНП.131943-18), что не соответствует требованиям Документации и является основанием для отклонения заявки участника закупки.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом размещены протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - Постановление N 908) протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.
Согласно пункту 9 Постановления N 908 под графическим видом понимается файл с графическим образом оригинала документа.
Вместе с тем, изучив сведения, размещенные в ЕИС, Комиссией ФАС России установлено, что при проведении Конкурса Заказчиком не размещены протоколы в графическом виде.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего протоколы в графическом виде, не соответствуют пункту 35 Постановления N 908, нарушают части 5, 12 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссии ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение на результаты проведения Конкурса не повлияло.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ИТ "Интегра" (ИНН: 2635243144; ОГРН: 1192651017888) от 22.06.2020 N 727934 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 236/ОКЭ-ДКРС/20 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция станции Тулун Восточно-Сибирской железной дороги" (извещение N 32009052606) обоснованной в части довода о том, что Заказчиком ненадлежащим образом размещены протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 5, 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 30.06.2020 N 223-ФЗ-493/20 не выдавать, поскольку указанные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.06.2020 N 223-ФЗ-493/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течении трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2020 г. N 223ФЗ-493/20 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - положение о закупке - конкурентная закупка - защита конкуренции)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.07.2020
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19 января 2021 г. по делу N А40-172374/2020 настоящее решение признано незаконным в части п. 2 мотивировочной части и п. п. 1 и 2 резолютивной части