Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Аттентив Эф.Эм." (далее также - Заявитель, Общество) на действия ПАО "Транснефть" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на услуги клининговой компании по уборке помещений зданий БРНУ (реестровый N 32009032133, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с отклонением его заявки от участия в процедуре Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт, ЕИС).
В соответствии с протоколом заседания Закупочной комиссии от 15.06.2020
N 0001-207-К-Y12-01802-2020/КО заявка Общества отклонена на основании пункта 6.5.2 Положения о закупках - несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке, а именно: в составе заявки на участие в Закупке не представлены документы, подтверждающие наличие необходимого количества технических ресурсов для исполнения договора в соответствии с требованиями документации о Закупке (пункт 9.17 Инструкции для участника закупки).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 9.16 Инструкции для участника закупка Закупочной документации к участникам Закупки Заказчиком установлено требование к участнику о наличии необходимого количества технических ресурсов для исполнения договора, указанного в документации о закупке.
В подтверждение соответствия установленному требованию участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке Форму 9.
В соответствии с пунктом 9.17 Инструкции для участника закупки Закупочной документации случае отсутствия в собственности у участника закупки необходимого количества технических ресурсов для исполнения договора, требование о наличии которых, указано в документации о закупке, участник закупки привлекает к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей), арендует (в том числе в лизинг) недостающие технические ресурсы. Участник закупки подтверждает соответствие установленным требованиям путем предоставления в составе заявки на участие в закупке копии договора на аренду и/или договора лизинга и/или договора субподряда с организацией, техника которой указана в Форме 9. При привлечении субподрядчиков (соисполнителей), арендодателей сведения о них отражаются в Форме 13.
Согласно позиции Заявителя для Исполнителя покупка/аренда/лизинг требуемого оборудования до даты подведения итогов Закупки и объявления победителя, несет дополнительные необоснованные финансовые траты, что в современных экономических условиях в стране (пандемия короновируса) недопустимо. То есть, Заказчик условием допуска участника к участию в закупке делает наличие на любом вещном праве в распоряжении исполнителя перечня определенного оборудования. Однако, поскольку участнику никто не гарантирует победу в закупке, то и закупка, приобретение в аренду/лизинг оборудования не являются экономически целесообразными сделками. Привлекать субподряд Заявитель не планировал.
Кроме того, согласно устно озвученной позиции представителя Заявителя для исполнения договоров аналогичного характера Заявитель всегда приобретал новое оборудование, чтобы не зависеть от выполнения работ на других объектах. Комиссия, в свою очередь отмечает, соглашается с позицией Заявителя и отмечает, что наличие на вещном праве соответствующих материально-технических ресурсов на этапе подачи заявок у участников не свидетельствует о том, что именно указанное оборудование будет использовано при исполнении договора: так, указанное оборудование может быть задействовано при исполнении иных договоров (контрактов).
Наличие у участников закупки определенных производственных ресурсов не может являться критерием допуска к участию в Закупке, так как соответствие указанным требованиям не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки, поскольку такие производственные ресурсы могут быть приобретены участником после подведения итогов в случае признания участника победителем Закупки, в связи с тем, что установление такого требование налагает дополнительные обязательства на участников для целей принятия участия в Закупке.
Комиссия отмечает, что соответствующее требование могло быть установлено заказчиком непосредственно к исполнителю договора об обеспечении с его стороны определенных кадровых ресурсов на этапе исполнения обязательств по договору.
Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.
Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по отклонению заявки ООО "Аттентив Эф.Эм." не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в жалобе, признаются обоснованными.
С учетом указанных обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику обязательного к исполнению предписания о пересмотре заявок участников без учета неправомерных требований.
В этой связи, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аттентив Эф.Эм." (ОГРН: 1027700348873, ИНН: 7702049120) на действия ПАО "Транснефть" (ОГРН: 1027700049486 ИНН: 7706061801) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-10444/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.06.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 26.06.2020 по делу N 077/07/00-10444/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО "Транснефть" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на услуги клининговой компании по уборке помещений зданий БРНУ (реестровый
N 32009032133, далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протокол заседания Закупочной комиссии от 15.06.2020
N 0001-207-К-Y12-01802-2020/КО.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки.
Заказчику провести рассмотрение поступивших заявок с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 26.06.2020 по делу N 077/07/00-10444/2020.
Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 03.08.2020.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 07.08.2020 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2020 г. N 077/07/00-10444/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2020