по результатам рассмотрения жалобы N 060/07/3.2-395/2020
26 июня 2020 года г. Псков
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2020 года
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Комиссия Псковского УФАС России) в составе:
Зам. председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России "_",
членов Комиссии: главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России "_", главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России "_",
в присутствии представителя заявителя - генерального директора ООО "Коминвест" "_",
в присутствии представителей Заказчика - директора МП "Спецавтохозяйство" "_", представителя по доверенности N 8 от 18.06.2020 "_",
рассмотрев путем использования систем видео-конференц-связи с использованием личных устройств доступа жалобу на действия заказчика - муниципального предприятия города Великие Луки "Спецавтохозяйство" при проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку подметально-уборочной машины ПУМ-15 или эквивалента (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru N 32009203388),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила ЗАО "Коминвест" (далее - Заявитель) (Вх. N 552з от 15.06.2020) на действия заказчика - муниципального предприятия города Великие Луки "Спецавтохозяйство" (далее - Заказчик) при проведении аукциона с двумя частями заявок на поставку подметально-уборочной машины ПУМ-15 или эквивалента (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru N 32009203388).
Заявитель обжалует следующие действия заказчика:
- положения аукционной документации, техническое задание и нарушение сроков предоставления участникам закупки разъяснений положений документации.
01.06.2020 в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 32009203388:
Дата начала срока подачи заявок - 02.06.2020,
Дата и время окончания подачи заявок - 17.06.2020 в 11:00,
Дата подведения итогов - 23.06.2020.
Начальная (максимальная) цена предмета закупки - 4 665 000,00 руб.
Согласно Протоколу об определении участников от 18.06.2020 N 32009203388-01 на участие было подано 2 заявки.
Комиссия Псковского УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признала их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.
В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителю, заказчику, оператору электронной площадки было направлено уведомление от 17.06.2020 о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (Исх. N 2550/ДТ).
Информация о поступлении жалобы была размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 22.06.2020 до 15 часов 00 минут.
На заседании комиссии велась видеозапись, приобщенная к материалам настоящей жалобы.
В своей жалобе заявитель указывает на следующие факты:
Значения, указанные в аукционной документации, принадлежат одному производителю, а именно ПАО НПО "Плавский", что однозначно является ограничением конкуренции (в части привода шнека Гидравлического с реверсом, объединенного с приводом транспортера и зубчатым резиновым ремнем или гидравлический с реверсом, объединенный с приводом транспортера и цепью; устройства/конструкции транспортера скребкового типа с приводным зубчатым резиновым ремнем или транспортер скребкового типа с приводной цепью). Также в
аукционной документации (информационной карте) указаны следующие показатели: КТРУ 28.99.39.190 Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки Согласно заключению Министерства промышленности и торговли РФ требуемая к поставке продукция подметально-уборочной машины ПУМ-15 относится к коду ОКПД-2 "29.10.59.130 Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог". Запросы ЗАО "Коминвест" о приведении аргументов препятствующих, расширению технических характеристик, для расширения количества участников и внесении изменений в документацию, поданные 02.06.2020 и 04.06.2020 - остались без ответа. Тем самым, по мнению Заявителя, произошло нарушение пункта 21 Информационной карты, согласно которому разъяснения подлежат опубликования в единой информационной системе в течение трех дней с момента поступления запроса заказчику разъяснения документации.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, по доводам жалобы пояснили, что Заказчики должны так определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Определяющим фактором при формировании технического задания и описания объекта закупки является потребность Заказчика. В случае; когда предметом закупки товара является его поставка, а не его производство, отсутствует ограничение конкуренции, поскольку принять участие в закупке может неопределенное число лиц, в том числе специализирующихся на поставках различной продукции. На момент приостановки торгов Заказчиком получены две заявки на участие в торгах от разных организаций, готовых поставить необходимую заказчику технику, что еще раз подтверждает отсутствие ограничения конкуренции на рассматриваемых торгах. Причиной не своевременной подачи разъяснений являются систематические сбои в работе сети Интернет, начавшиеся 02 июня и продолжающиеся по сегодняшний день, что выражается в невозможности полноценно отслеживать электронную площадку. Так как в штате МП "Спецавтохозяйство" отсутствует ставка работника - программист, в случае возникновения необходимости, МП "Спецавтохозяйство" вынуждено обращаться к частным предпринимателям за оказанием услуг. В связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) МП "Спецавтохозяйство" предпринимает все необходимые меры по обеспечению безопасности своих работников, с целью соблюдения Указа Президента Российской Федерации и Указа Губернатора Псковской области.
На основании вышеизложенного Заказчик полагает, что процедура была проведена в соответствии с действующим законодательством, а жалоба и изложенные в ней доводы являются необоснованными, нарушение порядка организации и проведения торгов не допущено.
Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителей заявителя, заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:
Статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг, с изменениями, утвержденными приказом от 10.03.2020 N 31 (далее - Положение о закупке).
Размещено в ЕИС под реестровым номером 1180146852.
Согласно п. 4.1.4 документации заявка на участие в аукционе состоит из двух частей и ценового предложения.
Согласно п. 4.1.5 документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями аукционной документации;
3) при осуществлении товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае, если Заказчик при проведении аукциона установил приоритет);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при его наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает эквивалентный товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации;
4) первая часть заявки на аукцион может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.
Согласно п. 4.1.7 документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) сведения об участнике аукциона, подавшем заявку:
- ИНН, фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица),
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН (при наличии), сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
2) копии учредительных документов участника аукциона (для юридических лиц);
3) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
4) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
5) копию надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя согласно законодательству соответствующего государства (для иностранных лиц);
6) копию документа, подтверждающего полномочия лица осуществлять действия от имени участника закупок - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании физического лица на должность, в соответствии с которым это физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности). Если от имени участника выступает иное лицо, заявка должна включать и копию доверенности на осуществление действий от имени участника закупок, заверенную печатью (при наличии) участника закупок и подписанную от его имени лицом (лицами), которому в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами предоставлено право подписи доверенностей (для юридических лиц);
7) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника закупки на электронной площадке;
8) документ, декларирующий соответствие участника закупки требованиям, установленным в аукционной документации;
9) копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям аукционной документации и законодательства РФ к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
10) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы, услуг требованиям законодательства Российской Федерации к таким товарам, работам, услугам, если законодательством Российской Федерации установлены требования к ним и предоставление указанных документов предусмотрено аукционной документацией. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому законодательству могут быть представлены только вместе с товаром;
11) обязательство участника аукциона представить до момента заключения договора сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и документы, подтверждающие эти сведения, если требования об их представлении установлено в Информационной карте аукционной документации.
Согласно техническому заданию установлены следующие показатели:
Качественные и технические характеристики подметально-уборочной машины ПУМ -15 или эквивалент
Наименование показателя |
Единица измерения |
Минимальные значения показателей (не являются конкретными характеристиками товара) |
Максимальные значения показателей (не являются конкретными характеристиками товара) |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Длина машины |
мм |
6670 |
6710 |
|
Ширина машины |
мм |
2240 |
2340 |
|
Высота машины |
мм |
3000 |
3060 |
|
Максимальная масса |
кг |
8000 |
8700 |
|
Двигатель |
|
|
|
Дизельный |
Мощность двигателя |
кВт |
110.3 |
130.2 |
|
Наименьший габаритный радиус поворота |
м |
7,9 |
8.5 |
|
Экологический класс |
|
ЕВРО-5 |
ЕВРО-5 |
|
Скорость рабочая минимальная |
км/ч |
2 |
4 |
|
Максимальная рабочая скорость |
км/ч |
10 |
18 |
|
Максимальная транспортная скорость машины |
км/ч |
40 |
50 |
|
Колесная формула |
|
|
|
4х2 |
Рабочая тормозная система |
|
С пневмоприводом |
|
|
Стояночный и аварийный тормоз |
|
С пневмоприводом и энергоаккумулятором |
|
|
Шасси с дополнительной пневмоподвеской |
|
|
|
Наличие |
Трансмиссия |
|
|
|
Базового шасси с ходоуменьшителем |
Отбор мощности |
|
|
|
От коробки отбора мощности с пневмовключением |
Сбор смета в мусоросборник |
|
|
|
Механизированная загрузка |
Ширина подметания задней щеткой |
мм |
1800 |
1950 |
|
Ширина подметания с одной боковой и задней щеткой |
мм |
2350 |
2450 |
|
Ширина подметания с двумя боковыми и задней щеткой |
мм |
2650 |
2850 |
|
Разгрузка смета |
|
|
|
Боковая слева и справа через люки |
Объем бункера для смета |
м3 |
1.7 |
2 |
|
Масса загружаемого смета |
кг |
1750 |
2000 |
|
Объем баков для системы пылеподавления |
м3 |
0.9 |
1.1 |
|
Насос системы пылеподавления |
|
|
|
С электроприводом |
Расход воды насоса системы пылеподавления |
л/мин |
5.4 |
6.0 |
|
Давление насоса системы пылеподавления |
бар |
8 |
8.5 |
|
Привод щеток |
|
|
|
Гидравлический, регулируемый по скорости вращения |
Перемещение лотковых щеток в транспортный режим и режим работы |
|
|
|
Пневмоцилиндром |
Прижим щеток |
|
|
|
Регулируемый пневмоцилиндром |
Привод шнека |
|
|
|
Гидравлический с реверсом, обьединенный с приводом транспортера и зубчатым резиновым ремнем. |
Привод транспортера |
|
|
|
Гидравлический с реверсом |
Устройство/конструкция транспортера |
|
|
|
Транспортер скребкового типа с приводным зубчатым резиновым ремнем. |
Гарантия от сквозной коррозии кабины |
лет |
5 |
10 |
|
Материал облицовки надстройки |
|
|
|
Алюминиевые сэндвич-панели |
Диапазон температур эксплуатации при положительной температуре |
|
+30 |
+50 |
|
Диапазон температур эксплуатации при отрицательной температуре |
|
-5 |
-15 |
|
Заявителем указывается довод о том, что показателям, указанным в техническом задании документации, удовлетворяет продукция только одного производителя, что исключает возможность подобрать эквивалент соответствующей машины.
Комиссия Псковского УФАС России отклоняет вышеуказанный довод Заявителя, так как им не представлены какие-либо доказательства отсутствия у участников закупки возможности предложить какой-либо иной товар, нежели чем ПУМ-15, им не проводились исследования предложений на рынке розничной продажи подметально-уборочных машин, не осуществлялся сравнительный анализ характеристик.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
Что касается доводов Заявителя о нарушении Заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), то Комиссия Псковского УФАС России их отклоняет, так как данная закупка проводилась в рамках Закона о закупках без применения норм права, на которые ошибочно ссылается Заявитель.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно применен код ОКПД 2 "28.99.39.190 - Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки".
Комиссия Псковского УФАС исследовав данный довод установила, что код ОКПД 2 установлен Заказчиком верно. Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). Перечень кодов носит исчерпывающий характер. Из этого следует, что в случае отсутствия кода ОКПД 2 соответствующего необходимому типу работ, Заказчик вправе выбрать ОКПД 2 наиболее, по его мнению, приближенный к необходимому типу работ.
В рассматриваемом случае подлежит применению код ОКПД "29.10.59.130 - Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог". Аналогичный код применен заказчиками при проведении торгов на покупку ПУМ извещения N 32008939244, 31907978152, 0318100028520000032, 0302300048719000270, 0320300073220000054.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не представлены ответы на запросы разъяснений, что является нарушением ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
Аналогичное положение установлено п. 3.1 документации.
Комиссией Псковского УФАС России установлено, что 02.06.2020, 04.06.2020 Заявителем направлены запросы на дачу разъяснений положений Документации, при этом ответы на указанные запросы не размещены в установленный срок ни на ЭТП ни в ЕИС.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не представившего ответы на вышеуказанные запросы о разъяснении положений Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, довод Заказчика о невозможности в установленный срок разместить ответы на запросы разъяснений в связи с введением ограничений по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 не принимаются Комиссией Псковского УФАС России в связи с нижеследующим.
МУП г. Великие Луки "Спецавтохозяйство" не является организацией, чья деятельность приостановлена в связи с изданием Указа губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года N 30-УГ "О мерах по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", следовательно, осуществляло свою деятельность в полном объеме.
Кроме того, рассматриваемая закупка проведена после периода установления нерабочих дней в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, с невозможностью своевременного опубликования ответов на поданные запросы, в связи с чем Комиссии Псковского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные обстоятельства непреодолимой силы являются основанием для несвоевременного опубликования.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО "Коминвест" признать обоснованной в части.
2. Признать в действиях МУП г. Великие Луки "Спецавтохозяйство" нарушение части 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
3. Выдать обязательное к исполнению предписание.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Зам. председателя Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 22 июня 2020 г. N 060/07/3.2-395/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.06.2020