Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председателя Комиссии:
членов Комиссии: |
<_> - руководителя Челябинского УФАС России; <_> - начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 074/05/5-532/2020, возбужденное в отношении региональной общественной организации "Физкультурно-оздоровительная организация "Спорт" (далее - РОО ФСО "Спорт") по факту распространения рекламы концерта исполнителя "Элджей", не соответствующей требованиям Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), ввиду ненадлежащей классификации возрастного ограничения указанного концерта, в отсутствие лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступил депутатский запрос, направленный Управлением Роскомнадзора по Челябинской области, по факту рекламы концерта исполнителя "Элджей", несоответствующей требованиям Закона о рекламе, ввиду ненадлежащей классификации возрастного ограничения "16+" указанного концерта.
Так, в адрес депутата Челябинской городской Думы <_>поступили обращения родителей несовершеннолетних детей о предстоящем выступлении музыкального исполнителя "Элджей", которое запланировано на 15 марта 2020 года в ДС "Юность" в городе Челябинске.
В обоснование своих требований родители несовершеннолетних детей указали, что концерт исполнителя "Элджей" заявлен для представителей возрастной категории 16+.
Так, в депутатском запросе указано, что музыкальные произведения исполнителя "Элджей" содержат пропаганду алкоголя, наркотиков, рискованного и опасного поведения, ненормативной лексики и т.д.
Согласно письму ООО "Городские зрелищные кассы" (вх. N 3203 от 11.03.2020) между ООО "Городские зрелищные кассы" и региональной общественной организацией "Физкультурно-оздоровительной организацией "Спорт" (далее - РОО "ФСО "Спорт") 10.01.2020 заключен договор агентирования N 729, согласно которому ООО "Городские зрелищные кассы" (далее, также Агент) обязуется по поручению, от имени и за счет РОО "ФСО "Спорт" (далее, также Принципал) осуществлять юридические и фактические действия по реализации любым третьим билетов следующими способами:
- оформление билетов в кассах ООО "Городские зрелищные кассы" и субагентов в городе Челябинске и Челябинской области;
- оформление билетов с использованием сайта kassy.ru, сайтов и иных ресурсах субагентов, а также сайта РОО "ФСО "Спорт" по согласованию с ним, в том числе с использованием виджета реализации электронных билетов Системы "Атлас".
Согласно абзацу 7 пункта 4.1.4 договора агентирования N 729 от 10.01.2020 Принципал обязан предоставить Агенту информацию о мероприятии, минимальный объём, которой должен содержать, в том числе, сведения о категории мероприятия как информационной продукции в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон N 436-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.11 договора агентирования N 729 от 10.01.2020 Принципал при организации и проведении мероприятий обязан принимать соответствующие меры, направленные на соблюдение норм Закона N 436-ФЗ.
Согласно акту осмотра N 11/1-2020 от 30.01.2020 специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр афишной тумбы, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59. По указанному адресу находится афишная тумба, на которой размещена информация о предстоящем 15.03.2020 в 19:00 в ДС "Юность" концерте исполнителя Элджей: "Эджей. Презентация нового альбома", с указанием возрастной категории "16+".
В указанной рекламе концерта исполнителя "Элджей" имеется ссылка на сайт kassy.ru в сети "Интернет".
Так, согласно акту осмотра сайта https://chel.kassy.ru от 16.03.2020 по ссылке https://chel.kassy.ru/shows/koncerty-i-shou/2-3961 в разделе "Концерты и Шоу" размещена информация концерта исполнителя Элджей: "Элджей. Презентация нового альбома". При раскрытии изображения, расположенного в указанном разделе, установлена следующая информация "Элджей. Презентация нового альбома", с указанием возрастной категории 16+.
При этом, в указанном разделе также размещена информация о необходимости посещения концерта исполнителя "Элджей" строго с 18 лет.
Согласно сведениям, представленным ООО "Городские зрелищные кассы" (вх. N 3203 от 11.03.2020), в адрес ООО "Городские зрелищные кассы" 10.01.2020 от представителя организатора концерта исполнителя "Элджей" - РОО "ФСО "Спорт" поступило электронное сообщение о необходимости подготовки формирования билетной информации на концерт "Элджей", с приложением дизайн-макета афиши указанного концерта, с указанием возрастной категории "16+".
При этом, 24.01.2020 РОО "ФСО "Спорт" в адрес ООО "Городские зрелищные кассы" по электронной почте направлена информация об изменении знака информационной продукции для концерта исполнителя "Элджей" на "18+".
Более того, согласно акту осмотра от 01.02.2020 специалистами Челябинского УФАС просмотрена видеозапись сюжета выпуска, размещенная на официальном сайте АО "Обл-ТВ" 30.01.2020 по ссылке https://mail.1obl.ru/tv/vremya-novostey/vremya-novostey-ot-30-01-2020/v-c helyabinske-otmenili-kontsert-izvestnogo-repera-eldzheya, с наименованием "В Челябинске отменили концерт известного рэпера Элджея".
В указанной видеозаписи сюжета программы "Время новостей" следует о размещении информации на рекламной конструкции - рекламном щите билборд о предстоящем 15.03.2020 в 19:00 в ДС "Юность" концерте исполнителя Элджей: "Элджей. Презентация нового альбома", с указанием возрастного ограничения 18+.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом, информация о предстоящем 15.03.2020 в 19:00 в ДС "Юность" концерте исполнителя Элджей "Эджей. Презентация нового альбома", с указанием возрастной категории "16+", размещенная на афишной тумбе, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59 отвечает всем указанным признакам рекламы, а именно привлекает внимание к объекту рекламирования - мероприятие (концерт исполнителя "Элджей"), формирует интерес неопределенного круга лиц к исполнителю "Элджей", соответственно, является рекламой.
В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона N 436-ФЗ без указания категории данной информационной продукции.
Однако антимонопольным органом установлено, что по состоянию на 30.01.2020 РОО "ФСО "Спорт" не приняты меры по приведению возрастного ограничения концерта в соответствие с действующим законодательством, в рекламе о предстоящем 15.03.2020 в 19:00 в ДС "Юность" концерте исполнителя Элджей "Эджей. Презентация нового альбома", размещенной на афишной тумбе, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, не изменен знак информационной продукции для концерта исполнителя "Элджей" на "18+".
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 436-ФЗ информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 436-ФЗ зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
В силу пункта 5 статьи 2 Закона N 436-ФЗ информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с Законом N 436-ФЗ к классификации видов информационной продукции относятся: изображения или описание объектов, предметов, событий, явлений, их эпизодическое упоминание.
Тем самым, концерт исполнителя "Элджей" является информационной продукцией, на которую распространяются положения Закона N 436-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Поскольку концерт исполнителя "Элджей" является зрелищным мероприятием, при распространении рекламы данного мероприятия должны соблюдаться требования Закона о рекламе, в том числе в части указания надлежащей категории информационной продукции, согласно установленным Законом N 436-ФЗ.
В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Соответственно, рекламная информация о предстоящем 15.03.2020 в 19:00 в ДС "Юность" концерте исполнителя Элджей "Эджей. Презентация нового альбома", с указанием возрастной категории "16+", размещенная на афишной тумбе, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, предоставляя не соответствующие действительности сведения о характеристиках рекламируемого мероприятия, ввиду установления возрастной категории указанного концерта как "16+", так и "18+".
Размещение рекламной информации концерта исполнителя "Элджей", запланированного на 15 марта 2020 года в ДС "Юность" в городе Челябинске одновременно с установлением возрастной категории как "16+", так и "18+" могло привести к продаже билетов лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста.
На основании части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Тем самым, рекламодателем рекламы зрелищного мероприятия концерта "Элджей" является РОО "ФСО "Спорт".
Таким образом, РОО "ФСО "Спорт" не проявило ту степень ответственности и в должной мере осмотрительность, при разработке и изготовлении макета рекламы концерта исполнителя "Элджей", запланировано на 15 марта 2020 года в ДС "Юность" в городе Челябинске, размещенном на афишной тумбе, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, в части указания достоверной информационной продукции относительно возрастного ограничения концерта.
На рассмотрение дела РОО "ФСО "Спорт" не явилась, представителя не направила. Письменные пояснения, неоднократно запрошенные антимонопольным органом у РОО "ФСО "Спорт", в материалы дела не представлены. Сведения о надлежащем уведомления лица имеются в материалах данного дела.
Кроме того, распоряжением Правительства Челябинской области от 16.04.2020 N 239-п внесены изменения в распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 N 146-рп, от 06.04.2020 N 191-рп, предусматривающие отмену изоляции по месту жительства (месту пребывания) на срок 14 календарных дней со дня прибытия граждан на территорию Челябинской области из городов Москва, Санкт-Петербург и Московской области воздушным и железнодорожным транспортом.
При этом, ходатайств об отложении рассмотрения настоящего дела от РОО "ФСО "Спорт" в антимонопольный орган не поступало.
Поскольку период размещения рассматриваемой рекламы ограничен сроком действия договора агентирования N 729 от 10.01.2020 - действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, Комиссия считает выдачу предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, нецелесообразным.
Более того, указанный концерт исполнителя "Элджей", запланированный на 15 марта 2020 года в ДС "Юность" в городе Челябинске, организатором отменен.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать недостоверной рекламу концерта исполнителя Элджей "Эджей. Презентация нового альбома", запланированного на 15.03.2020 в 19:00 в ДС "Юность", с указанием возрастной категории "16+", размещенную на афишной тумбе, расположенную по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней содержаться сведения не соответствующие действительности о характеристике рекламируемого мероприятия, а именно категории информационной продукции.
2. РОО "ФСО "Спорт" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении РОО "ФСО "Спорт" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_> (351) 265 93 79
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июня 2020 г. N 074/05/5-532/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.06.2020