Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
|
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
|
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам председателя Комиссии; |
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
рассмотрев поступившее из ФАС России заявление ИП Данилова В.А. о нарушении ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона N0351200000720000240 на поставку медицинских изделий законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России из ФАС России поступило заявление ИП Данилова В.А. о нарушении ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона N0351200000720000240 на поставку медицинских изделий законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Дата и время окончания подачи заявок 26.03.2020 г. 08:00 ч. Заявитель полагает, что 27.03.2020 заказчиком принято незаконное решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
На заявление ИП Данилова В.А. от ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" поступили возражения следующего содержания.
17.03.2020 в ЕИС ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" размещено извещение N0351200000720000240 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий с начальной (максимальной) ценой контракта 2103413,31 руб.
К моменту окончания подачи заявок 26.03.2020 поступило две заявки на участие в аукционе.
27.03.2020 комиссия по осуществлению закупок ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" рассмотрела заявки и признала обе соответствующими.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочими.
В связи с принятием указанного нормативного акта Министерство финансов Российской Федерации письмом от 26.03.2020 N 24-06-08/24077 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" рекомендовало заказчикам предпринять ряд мер, направленных на соблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N44-ФЗ).
Так, подпунктом 2 пункта 1 Письма предлагалось перенести даты проведения электронных аукционов (за исключением указанных в подпункте 3 настоящего пункта письма), приходящиеся на нерабочие дни, на ближайший рабочий день, но не ранее срока рассмотрения (с учетом указанного в подпункте 4 настоящего пункта письма действия в ближайший рабочий день) первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Поскольку процедура аукциона N 0351200000720000240 была назначена на 30.03.2020 в 06:25 МСК, т.е. на нерабочий день, и у заказчика уже не было возможности внести изменения в аукционную документацию, 27.03.2020 принято решение об отмене определения поставщика путем проведения электронного аукциона.
Указанное решение размещено в ЕИС 27.03.2020.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Письмом Министерства финансов РФ N24-06-06/21324 от 19.03.2020 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности" и Письмом Минфина России от 26.03.2020 N24-06-08/24077 "Об осуществлении закупок в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", заказчик вправе отменить процедуру, в том числе на основании ч.2 ст.36 ФЗ N44-ФЗ, с учетом того, что пандемия новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы.
Информация о том, что перенос сроков проведения электронных аукционов осуществляется операторами электронных площадок без дополнительных действий со стороны заказчика, появилась в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2020 N24-06-08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни", которое было опубликовано на сайте Минфина РФ только 30.03.2020 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, заказчик считает, что в его действиях отсутствуют нарушения ФЗ N44-ФЗ.
В результате рассмотрения материалов заявления, в также возражений заказчика, установлено следующее.
Пандемия является обстоятельством непреодолимой силы. Об этом неоднократно сообщали официальные органы - Минфин России (письма от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, от 26.03.2020 N 24-06-08/24077), ФАС России (Письмо от 18.03.2020 N ИА/21684/20, Информация от 30.03.2020) и МЧС России (совместное письмо Минфина РФ N 24-06-05/26578, МЧС РФ N 219-АГ-70 и ФАС РФ N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). В последнем приведенном письме ведомства сослались на правовую позицию Пленума ВС РФ, который в п. 8 своего Постановления от 24.03.2016 N 7 указал следующее. Чтобы обстоятельство было признано обстоятельством непреодолимой силы, оно должно носить чрезвычайный и непредотвратимый характер. При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность обозначенного обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. А о непредотвратимости говорит тот факт, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Именно такой - чрезвычайный и непредотвратимый характер имеет распространение новой коронавирусной инфекции.
В силу ч.2 ст.36 ФЗ N44-ФЗ по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в данном случае заказчик действовал в обстоятельствах непреодолимой силы (распространение новой коронавирусной инфекции), срок для внесения в извещение изменений истек и заказчик принял правомерное решение отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ч. 2 ст. 36 ФЗ N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.15 ст.99 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать в действиях ГБУЗ Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона N0351200000720000240 на поставку медицинских изделий отсутствие нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 16 июля 2020 г. N 054/06/36-1317/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.07.2020