Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Костюшин Евгений Константинович на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 14.07.2020 г. N 164, о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 07/80-20,
УСТАНОВИЛ:
Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) рассмотрены заявления
ООО "Влада" (вх. N317/10 от 25.03.2020; вх. N 357/10 от 01.04.2020) (далее - Заявитель) о возможном нарушении Администрацией города Алушты Республики Крым (далее - Администрация) антимонопольного законодательства при выдаче разрешений N 18/М-25/М от 15.07.2019 г. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на остановочных павильонах наземного пассажирского транспорта
ООО "Городские инновации" без проведения конкурентной процедуры.
По результатам проведенного расследования установлено следующее.
По мнению Заявителя факт выдачи Администрацией разрешенийN 18/М-25/М от 15.07.2019 г. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на остановочных павильонах наземного пассажирского транспорта без проведения торгов содержит признаки нарушение требований части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций определен Федеральном законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием в том числе остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Кроме того, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предусмотренном в пункте 6 части 5 статьи 19 Закона о рекламе, является нарушение установленных частью 5.1 настоящей статьи требований.
При этом предметом торгов в порядке, предусмотренном Законом о рекламе, является не право на земельный участок, а право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Пользование земельным участком под установку остановочного павильона не наделяет кого-либо преимущественным правом на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При этом Закон о рекламе не содержит каких-либо исключений (преимуществ).
Следовательно, федеральным законодателем установлена обязанность органов государственной власти (органов местного самоуправления) по проведению торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (в форме аукциона или конкурса). Данная обязанность корреспондирует с их полномочиями.
Согласно письму Администрации исх. N 531/02-46-1396 от 15.04.2020, направленному в адрес Крымского УФАС России, остановочные павильоны (теневые навесы) не являются государственной или муниципальной собственностью. Остановочные павильоны и рекламные конструкции, размещенные в их составе, принадлежат ООО "Городские инновации".
Указанные остановочные павильоны наземного пассажирского транспорта размещены в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ в порядке определенном постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" и постановления Совета министров Республики Крым от 20.01.2017 N 10.
Положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" не подлежат применению в вышеуказанных правоотношениях, в связи с тем, что приобретение права пользования земельным участком, в том числе в целях установки остановочных пунктов, не означает одновременного права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на данных остановочных пунктах. Порядок выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций закреплен положениями Закона о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия Администрации по выдаче разрешений N18/М-25/М от 15.07.2019 г. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения конкурентной процедуры создают преимущества для коммерческой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, что привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по размещению наружной рекламы.
Предоставление в указанной ситуации преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, действующим на рынке предоставления услуг по размещению наружной рекламы, свидетельствует о совершении Администрацией действий подпадающих под запрет, установленный частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в виде совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в результате действий Администрации по выдаче разрешений N18/М-25/М от 15.07.2019 г. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения конкурентной процедуры - ООО "Городские инновации" получило определенные преимущества на рынке предоставления услуг по размещению наружной рекламы по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что содержит признаки нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
11.06.2020 г. в связи с наличием признаков нарушения части статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в предоставлении преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, действующим на рынке предоставления услуг по размещению наружной рекламы Администрацией города Алушты выдано предупреждение о необходимости в срок до 10 июля 2020 г. прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по недопущению создания преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, а также с учетом вышеизложенных фактов совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке предоставления услуг по размещению наружной рекламы.
В установленный срок предупреждение Крымского УФАС России Администрацией города Алушты не выполнено.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом N 164 от 14.07.2020 г. в отношении Администрации города Алушты Республики Крым возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с действием Администрации города Алушты Республики Крым по выдаче разрешений N18/М-25/М от 15.07.2019 г. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения конкурентной процедуры - ООО "Городские инновации", а также невыполнением предупреждения Крымского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 11.06.2020 N 07/1178.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Председатель Комиссии,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 07/80-20 к рассмотрению на 18 августа 2020 г. в
11 часов 00 минут по адресу: г. Симферополь, ул. А. Невского, 1, 5 этаж, каб. 515.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:
- в качестве ответчика - Администрацию города Алушты Республики Крым (ОГРН: 1149102091610, ИНН: 9101003371, КПП: 910101001; юридический адрес: 298516, Республика Крым, г. Алушта, пл. Советская, д. 1);
- в качестве заинтересованного лица - ООО "Влада" (198332, г. Санкт-Петербург, пр-кт Ленинский, д. 76, к. 1, кв. 528).
3. Администрации города Алушты Республики Крым к рассмотрению дела представить письменные пояснения по сути дела N 07/80-20.
Явка лиц привлеченных к участию в рассмотрении дела или их представителей (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 14 июля 2020 г. N 07/80-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.07.2020