Я, ведущий специалист - эксперт отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области <_>, рассмотрев материалы, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в отношении АО "Газпром газораспределение Липецк" в лице филиала АО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Задонск (г. Липецк, ул. М.И. Неделина, д.25, 398059 / г. Задонск, ул. Рабочая, д. 6, 399200, ОГРН 1024800823409, ИНН 4824003938, КПП 482250001),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление <_> (далее - заявитель) на действия АО "Газпром газораспределение Липецк" в лице филиала АО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Задонск (далее - АО "Газпром газораспределение Липецк", газораспределительная организация) по вопросу нарушения порядка заключения договора о технологическом присоединении объекта капитального строительства к сетям газораспределения в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В пункт 6 данного перечня включены нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Из материалов следует, что 03.06.2019 г. администрацией городского поселения города Задонска было вынесено постановление от 03.06.2019 г. N 165 "О разрешении <_> на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения газопровода-ввода", согласно которому <_> разрешается сроком на 1 год использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 75 м2 в кадастровом квартале <_>, имеющих расположение: <_>, в соответствии со схемой границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, для размещения газопровода-ввода к жилому дому.
Согласно п. 69 Правил, к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план;
б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);
в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином законном основании, заявитель представляет согласие собственника земельного участка на использование этого участка на период строительства объектов сетей газораспределения. В случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве заявитель представляет копию схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы;
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);
е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров);
ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;
з) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;
к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 настоящих Правил.
Из заявления следует, что 25.07.2019 г. <_> обратился в АО "Газпром газораспределение Липецк" с заявкой о подключении к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу: <_> (далее - объект) с приложением всех указанных в п. 69 Правил документов.
Однако, согласно заявлению, <_> был направлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения за границами земельного участка.
06.08.2019 г. заявитель посредством электронной почты обратился в газораспределительную организацию с письмом о том, почему при направлении проекта договора не было принято во внимание постановление администрации городского поселения города Задонска от 03.06.2019 г. N 165. Однако, как следует из заявления, АО "Газпром газораспределение Липецк" не воспринял данное постановление как официальный документ.
Данный проект договора не был подписан <_>
Согласно п. 78 Правил, в случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется.
В середине января 2020 г. <_>была повторно подана заявка о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Согласно абзацу 1 п. 73(1) Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.
В соответствии с пп. "в" п. 74 Правил, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
31.01.2020 г. АО "Газпром газораспределение Липецк" направило в адрес заявителя проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения N 11-00-03-0000256 от 31.01.2020 г., а также технические условия N 6/2 от 31.01.2020 г. как неотъемлемое приложение к договору. Однако, данный проект договора не был подписан заявителем, поскольку в п. 6 технических условий N 6/2 от 31.01.2020 г. содержится следующая информация о газопроводе в точке подключения: проектируемый газопровод низкого давления на границе земельного участка заявителя, согласно проекту ПСС АО "Газпром газораспределение Липецк". Информация о расположении точки подключения и диаметре газопровода будет предоставлена в течение 5 дней после прохождения экспертизы проекта до границы земельного участка заявителя или после выполнения проекта, не подлежащего экспертизе.
Из материалов также следует, что 22.05.2020 г. в Управлении энергетики и тарифов Липецкой области состоялось рабочее совещание в присутствии заявителя и представителей АО "Газпром газораспределение Липецк" по вопросу: подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения в г. Задонске, что подтверждается протоколом от 22.05.2020 г.
Согласно протоколу данного рабочего совещания, постановление администрации городского поселения города Задонска от 03.06.2019 г. N 165 признано действующим и правомерным при обращении заявителя в АО "Газпром газораспределение Липецк" для получения технических условий, необходимых для строительства газопровода на земельном участке в соответствии с вышеуказанным постановлением.
Однако, проект договора N 11-00-03-0000256 от 31.01.2020 г. также не был подписан заявителем.
Вместе с тем, 01.06.2020 г. <_> обратился в АО "Газпром газораспределение Липецк" с новой заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
В свою очередь, АО "Газпром газораспределение Липецк" направило в адрес <_> новый проект договора о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения и новые технические условия от 27.05.2020 N 5132, где в п. 6 также содержится следующая информация о газопроводе в точке подключения: проектируемый газопровод низкого давления на границе земельного участка заявителя, согласно проекту ПСС АО "Газпром газораспределение Липецк". Информация о расположении точки подключения и диаметре газопровода будет предоставлена в течение 5 дней после прохождения экспертизы проекта до границы земельного участка заявителя или после выполнения проекта, не подлежащего экспертизе.
В то же время, срок действия постановления администрации городского поселения города Задонска от 03.06.2019 г. N 165 истек 03.06.2020 г., т.е. еще до поступления заявления <_> в Липецкое УФАС России (вх. от 17.06.2020 г.).
Таким образом, по мнению заявителя, АО "Газпром газораспределение Липецк" в лице филиала АО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Задонск нарушило порядок заключения договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, утвержденный Правилами.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче, транспортировки газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, АО "Газпром газораспределение Липецк" в лице филиала АО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Задонск является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по транспортировке газа по трубопроводам.
При этом, транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к сетям газораспределения. Мероприятия, по технологическому присоединению к сетям газораспределения, осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки газа по трубопроводам для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке газа по трубопроводам). Возможность заключения договора на поставку газа обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Согласно статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Согласно п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что общество в течение года привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ: постановление Липецкого УФАС России от 21.05.2020 г. по делу об административном правонарушении N 048/04/9.21-245/2020 (штраф оплачен 16.06.2020 г., платежное поручение N 8676).
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
1. Возбудить в отношении АО "Газпром газораспределение Липецк" в лице филиала АО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Задонск (г. Липецк, ул. М.И. Неделина, д.25, 398059 / г. Задонск, ул. Рабочая, д. 6, 399200, ОГРН 1024800823409, ИНН 4824003938, КПП 482250001) дело N 048/04/9.21-612/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. Привлечь к участию в деле в качестве потерпевшего <_> (Липецкая область, г. Задонск, ул. Верхняя, д.8).
4. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ, АО "Газпром газораспределение Липецк" в лице филиала АО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Липецк надлежит в трёхдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Липецкое УФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:
- устав АО "Газпром газораспределение Липецк";
- положение о филиале АО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Липецке;
- заявки <_> о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 25.07.2019 г., января 2020 г., 01.06.2020 г. со всеми приложениями и дополнениями;
- письменную позицию Общества о возможности применения положений постановления администрации городского поселения города Задонска от 03.06.2019 г. N 165 (на момент его действия) при заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения заявителя;
- письменные пояснения со ссылкой на нормативно-правовые акты о причинах неисполнения Обществом протокола рабочего совещания, состоявшегося 22.05.2020 г. в Управлении энергетики и тарифов Липецкой области, по вопросу: подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения в г. Задонске;
- письменные пояснения со ссылкой на нормативно-правовые акты о месторасположении точки подключения согласно п. 6 технических условий;
- письменные пояснения со ссылкой на нормативно-правовые акты, заключен ли с <_> договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения на момент получения настоящего определения. В случае заключения представить подтверждающие документы;
- иные документы и материалы в обоснование своей позиции по данному делу, при наличии.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Ведущий специалист - эксперт
отдела защиты конкуренции <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 июля 2020 г. N 048/04/9.21-612/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.07.2020