по результатам рассмотрения жалобы ПАО "Сбербанк" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
10.07.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - "...".,
членов Комиссии:
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Водоканал": "...",
ПАО "Сбербанк": "...",
АО "ВБРР": "...",
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ПАО "Сбербанк" от 29.06.2020 N 8603/145К, направленную письмом Якутского УФАС России от 03.07.2020 N 06/2613, на действия (бездействие) заказчика АО "Водоканал" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора с целью финансирования строительства объектов водоснабжения и водоотведения города Якутска (извещение N 32009245304), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ПАО "Сбербанк" (далее - Заказчик) от 29.06.2020 N 8603/145К, направленная письмом Якутского УФАС России от 03.07.2020 N 06/2613, на действия (бездействие) заказчика АО "Водоканал" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора с целью финансирования строительства объектов водоснабжения и водоотведения города Якутска (извещение N 32009245304) (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Водоканал" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
Извещение о проведении Конкурентного отбора, документация о проведении Конкурентного отбора (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 17.06.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - процентная ставка не более 9% годовых;
Дата окончания подачи заявок - 30.06.2020;
Дата рассмотрения заявок - 30.06.2020;
Дата подведения итогов закупки - 01.07.2020;
На участие в закупке подано - по лоту N 1 - 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации, по лоту N 2 - 3 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом установлена начальная (максимальная) цена договора, в Документации не установлен объем оказываемых услуг по предмету закупки, а также имеются разночтения сведений между Извещением и Планом закупок Заказчика.
Заказчиком в Положении о закупке и Документации установлены противоречивые требования к составу заявки.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и пояснил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен объем оказываемых услуг по предмету закупки и начальная максимальная цена договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) входе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).
Согласно разделу 1.9 технического задания Документации (далее - Техническое задание) установлены наименование и количество (объем) работ (услуг): "Предметом запроса предложений в электронной форме является заключение кредитного(-ых) договора(-ов) на сумму до 3 063 762 000 (три миллиарда шестьдесят три миллиона семьсот шестьдесят две тысячи) рублей с целью финансирования строительства объектов водоснабжения и водоотведения города Якутска в соответствии с Программой строительства объектов водоснабжения и водоотведения города Якутска, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.05.2020 года N 443-р, включая:
Лот - 1: невозобновляемая кредитная линия с лимитом выдачи до 852 562 000 (восемьсот пятьдесят два миллиона пятьсот шестьдесят две тысячи) рублей с целью финансирования строительства водоузла N 5 в г. Якутске;
Лот - 2: невозобновляемая кредитная линия с лимитом выдачи до 2 211 200 000 (два миллиарда двести одиннадцать миллионов двести тысяч) рублей с целью финансирования строительства канализационного коллектора N 3 в г. Якутске (1 и 2 очереди)".
В соответствии с Документацией начальная (максимальная) цена договора установлена в виде процентной ставки - не более 9,0 % годовых.
Кроме того, Техническим заданием, а также разделом 6 проекта договора Документации установлен порядок и периодичность уплаты процентов, льготный период по погашению основного долга, а также график возврата основного долга.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил документы и пояснил, что в Документации установлен общий объем кредитуемых Заказчиком денежных средств, установлен порядок и периодичность уплаты процентов, льготный период по погашению основного долга, график возврата основного долга, а также установлена начальная (максимальная) цена договора в виде процентной ставки, поскольку в соответствии с Программой строительства объектов водоснабжения и водоотведения города Якутска, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2020 N 443-р обслуживание и возврат кредитов предусмотрены за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с процентной ставкой в размере не более 9% годовых.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что сведения указанные в Извещении и Плане закупок Заказчика установлены в соответствии с законом и не имеют противоречий.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Положении о закупке и Документации установлены противоречивые требования к составу заявки.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что Заказчиком установлены противоречивые сведения в Документации и Положении о закупке в части требований к составу заявки, что вводит участника в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
В соответствии с разделом 1.5 Документаций установлены следующие требования к содержанию и составу заявки: "Заявка на участие в запросе предложений должна содержать:
а) заполненную форму заявки в соответствии с требованиями закупочной документации;
б) копии учредительного документа (устава и/или иного учредительного документа) и всех изменений к нему;
в) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (оригинал) либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение обеспечения закупочной заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой;
г) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее также - руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в запросе предложений должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица".
В соответствии с частями 9.1, 9.3 статьи 9 Положения о закупке установлено, что при осуществлении конкурентной закупки Заказчик вправе требовать у участника закупки информацию и документы об участнике закупке подавшем заявку на участие в такой закупке, заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что требования к содержанию и составу заявки установлены Заказчиком в соответствии с Положением о закупке, и не противоречат требованиям Закона о закупках.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Сбербанк" (ИНН: 7707083893, ОГРН: 1027700132195) от 29.06.2020 N 8603/145К, направленную письмом Якутского УФАС России от 03.07.2020 N 06/2613, на действия (бездействие)заказчика АО "Водоканал" (ИНН: 1435219600; ОГРН: 1091435008081) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора с целью финансирования строительства объектов водоснабжения и водоотведения города Якутска (извещение N 32009245304) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июля 2020 г. N 223-ФЗ-518/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.07.2020