по результатам рассмотрения жалобы ООО "Инфо Тех" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
10.07.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - "...".,
членов Комиссии:
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Авиакомпания "Россия": "...",
представители ООО "Инфо Тех" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Инфо Тех" от 26.06.2020 N 83 на действия (бездействие) заказчика АО "Авиакомпания "Россия" при проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внутренней уборке ВС, экипировке ВС, стирке, химчистке, хранению экипировочного имущества в Международном аэропорту Шереметьево при обслуживании чартерных рейсов (извещение N 32009256833), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Инфо Тех" (далее - Заявитель) от 26.06.2020 N 83 на действия (бездействие) заказчика АО "Авиакомпания "Россия" (далее - Заказчик) при проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внутренней уборке ВС, экипировке ВС, стирке, химчистке, хранению экипировочного имущества в Международном аэропорту Шереметьево при обслуживании чартерных рейсов (извещение N 32009256833) (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Авиакомпания "Россия" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
Извещение о проведении Конкурентного отбора, документация о проведении Конкурентного отбора (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 19.06.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 488 250 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 10.06.2020;
Дата рассмотрения заявок - 29.06.2020;
Дата подведения итогов закупки - 29.06.2020;
На участие в закупке подано 7 заявок, из них 6 признаны соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии материально-технических ресурсов.
Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критериям NN 45-46.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и пояснил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам закупки о наличии материально-технических ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 6 технического задания Документации установлено требование о "наличии необходимого количества складских помещений площадью не менее 180 м2 (подтверждается информационным письмом и предоставляется в составе заявки на участие)".
Вместе с тем, отсутствие у участника закупки соответствующих материально-технических ресурсов с предоставлением подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурентного отбора, поскольку такие ресурсы могут быть привлечены участником закупки после заключения договора, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурентном отборе.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критериям NN 45-46.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункту 45 Документации Заказчиком установлен критерий оценки заявок участников закупки "Наличие действующих пропусков для сотрудников и на транспорт, задействованных в обеспечении производственного процесса, предоставляющие доступ в контролируемые зоны на территории Международного аэропорта Шереметьево, с правом доступа на борта воздушных судов, а также на право оказания услуг на перроне аэропорта" (далее - Критерий N 45).
Оценка осуществляется следующим образом:
Баллы присваиваются участнику только в случае соответствия участника критерию. Максимальное количество баллов - 6,5"
Согласно пункту 46 Заказчиком установлен критерий оценки заявок участников закупки "Наличие действующего (заключенного в период с 2018) договора на оказание услуг в зоне транспортной безопасности Международного аэропорта Шереметьево (в том числе по внутренней уборке ВС, экипировке ВС, стирке, химчистке, хранению экипировочного имущества; производству и доставке на борт ВС и снятию с борта ВС имущества и товаров; а также иных услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, оказываемых на перроне аэропорта)" (далее - Критерий N 46).
Оценка осуществляется следующим образом:
Баллы присваиваются участнику только в случае соответствия участника критерию. Максимальное количество баллов - 6,5.
Подтверждается информационным письмом и копией договора, в которой допустимо скрыть конфиденциальную информацию".
Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив указанный порядок оценки по критерию N 45, пришла к выводу о том, что указанный порядок оценки о наличии у участника закупки соответствующих пропусков обременяет участника закупки в сроки до окончания подачи заявок на участие в закупке оформить соответствующие пропуска, при этом, учитывая сроки на подачу заявки, а также тот факт, что для получения соответствующих пропусков участнику необходимо получить согласование ряда служб, возможность получения участниками максимального количества баллов по указанному критерию зависит от волеизъявления третьих лиц. Кроме того, указанный порядок оценки по критерию N 46 о наличии действующего (заключенного в период с 2018) договора на оказание услуг в зоне транспортной безопасности Международного аэропорта Шереметьево ставит в неравное положение участников закупки, поскольку по указанному критерию баллы может получить только участник, имеющий действующий договор на оказание услуг в зоне транспортной безопасности Международного аэропорта Шереметьево.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Критерию N 45 и Критерию N 46, нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что применение указанных положений порядка оценки повлияло на результат определения победителя Конкурентного отбора.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Инфо Тех" (ИНН: 7733263469, ОГРН: 5157746180433) от 26.06.2020 N 83 на действия (бездействие) заказчика АО "Авиакомпания "Россия" (ИНН: 7810814522, ОГРН: 1117847025284) при проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по внутренней уборке ВС, экипировке ВС, стирке, химчистке, хранению экипировочного имущества в Международном аэропорту Шереметьево при обслуживании чартерных рейсов (извещение N 32009256833) обоснованной.
Признать в действиях АО "Авиакомпания "Россия" нарушения пунктов 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать АО "Авиакомпания "Россия", ООО "ЭТП ГПБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 10.07.2020 N 223-ФЗ-519/20.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.07.2020 N 223-ФЗ-519/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июля 2020 г. N 223-ФЗ-519/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.07.2020