Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Г.В. Золина, рассмотрев протокол N 45 от 18.02.2020 г. и материалы административного дела N 026/04/14.3-1708/2019, возбужденного 16.10.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ИП Михайлишина Валерия Ивановича / ИНН 616700605277, предприниматель зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N26 по Ростовской области 24.01.2008 за ОГРНИП 308616702400024/ по частям 1 и 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 1 статьи 28 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствии ИП Михайлишина В.И.,
УСТАНОВИЛ:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
15 июля 2019 в городе Ставрополе по адресу ул. Ленина, д. 389 (возле ортосалона "Восстановительная медицина") был зафиксирован факт распространения рекламных буклетов следующего содержания: "Восстановительная медицина. Ортосалон. Приглашение на День здоровой стопы! 15.07.2019 по адресу Ленина, 389 15-00 - 18-00. Диагностика функционального состояния ног на профессиональном 2D сканере ORTMAN PRO. Консультация специалиста. Индивидуальные ортопедические стельки. Дисконт. Доставка. Рассрочка_".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования в вышеуказанных буклетах являются медицинские услуги (диагностика функционального состояния ног и консультация специалиста), финансовые услуги (рассрочка), а также медицинские изделия (ортопедические стельки).
В пункте 22 Постановления Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.
Более того, понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н.
В номенклатуре указано:
- В01.050.001 - прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный;
- А23.30.001 - пособие по подбору ортопедических стелек;
- А23.30.002 - пособие по подбору ортопедической обуви и др..
При таких обстоятельствах, распространенная ИП Михайлишиным В.И., информация является рекламой медицинских услуг и медицинских изделий.
В данной рекламе медицинских услуг и медицинских изделий отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Реклама финансовой услуги "рассрочка" не содержит сведений о лице, предоставляющем данную услугу.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Михайлишин Валерий Иванович /ИНН 616700605277, предприниматель зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N26 по Ростовской области 24.01.2008 за ОГРНИП 308616702400024/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 и частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с письмом Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области, Михайлишин Валерий Иванович зарегистрирован по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я, д. 43, кв. 382.
Индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу регистрации.
В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ под юридически значимым сообщением ГК РФ понимает заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица и которые влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Определение с указанием даты и времени рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено Ставропольским УФАС России по адресу регистрации Михайлишина Валерия Ивановича - г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я, д. 43, кв. 382.
Таким образом, определение считается доставленным, поскольку оно поступило по адресу регистрации Михайлишина Валерия Ивановича, но по обстоятельствам, зависящим от Михайлишина В.И., не было им получено и он не ознакомился с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, предприниматель подлежит наказанию в пределах санкции части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Место совершения административного правонарушения: г. Ставрополь, Ленина, д. 389.
Время совершения административного правонарушения: 15 июля 2019 года.
Должностное лицо не находит в действиях ИП Михайлишина В.И. обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность также не установлено.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг обладают повышенной опасностью.
Общественные отношения, связанные с рекламой медицинских услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в сфере здравоохранения. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека. Административное правонарушение, совершенное ИП Михайлишиным В.И., несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Конституция Российской Федерации признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь - самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20).
Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).
В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Об общественной опасности правонарушений, связанных с рекламой медицинских услуг, свидетельствует выделение законодателем ответственности за такие нарушения в отдельный состав - часть 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в финансовой сфере. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.
Так как информация о предоставлении финансовых услуг, содержащаяся в рекламе ИП Михайлишина В.И., адресованная неопределенному кругу лиц, не доведена до потребителя надлежащим образом, то неопределенный круг лиц не был проинформирован о наименовании лица, оказывающего эти финансовые услуги.
Совершенное индивидуальным предпринимателем административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.
На основании вышеуказанного, должностное лицо приходит к выводу о невозможности применения к ИП Михайлишину В.И. статьи 2.9 КоАП РФ. Правонарушение, допущенное индивидуальным предпринимателем, обладает повышенной опасностью и понятие "малозначительность" к нему неприменимо.
Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ИП Михайлишин В.И. является субъектом малого предпринимательства. Поскольку административное правонарушение, совершенное ИП Михайлишиным В.И., несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, на ИП Михайлишина В.И. не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом субъективной и объективной стороны совершенного правонарушения должностным лицом Ставропольского УФАС России было принято решение о назначении административного штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", статьями 2.1, 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ИП Михайлишина Валерия Ивановича /ИНН 616700605277, предприниматель зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N26 по Ростовской области 24.01.2008 за ОГРНИП 308616702400024/ виновным в совершении нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
Назначить ИП Михайлишину Валерию Ивановичу /ИНН 616700605277, предприниматель зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N26 по Ростовской области 24.01.2008 за ОГРНИП 308616702400024/ наказание в соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей (10 000 рублей).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП Михайлишину Валерию Ивановичу /ИНН 616700605277, предприниматель зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N26 по Ростовской области 24.01.2008 за ОГРНИП 308616702400024/ предоставляется рассрочка на уплату административного штрафа равными долями на три месяца с момента вступления постановления в законную силу.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:
"Получатель" - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 01141 01 0003 140, УИН 16100500000000551882. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по постановлению N 026/04/14.3-1708/2019 от 16.06.2020 г.
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления Г.В. Золина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 июня 2020 г. N 026/04/14.3-1708/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.06.2020