по результатам рассмотрения жалобы АО "Новоапорт-ГСМ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
08.07.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу АО "Новапорт-ГСМ" от 29.06.2020 исх. N05-189-01/и-000279, направленную письмом Якутского УФАС России от 30.06.2020 N 02/2578, на действия (бездействие) заказчика АО "Авиакомпания Алроса" при проведении тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 (ГОСТ 10227-86 с изм. 1-6) "в крыло" ВС в аэропортах России (извещение N 32008999961), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО "Новапорт-ГСМ" (далее - Заявитель) от 29.06.2020 исх. N05-189-01/и-000279, направленная письмом Якутского УФАС России от 30.06.2020 N 02/2578, на действия (бездействие) заказчика АО "Авиакомпания Алроса" (далее - Заказчик) при проведении тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку машин для перевозки персонала (извещение N 31908404787) (далее - Тендер, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АО "Авиакомпания Алроса", утвержденным Наблюдательным советом АК "Алроса" (ПАО) 15.11.2018 (протокол N А01/283-ПР-НС) (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Тендера, документация о проведении Тендера (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 18.03.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 680 535 167 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 22.05.2020;
Дата рассмотрения заявок - 04.06.2020;
Дата подведения итогов закупки - 18.06.2020.
На участие в закупке подано 7 заявок, признанные соответствующими требованиям Документации;
По результатам проведения закупки 01.07.2020 заключены два договора.
Из Жалобы следует, что при проведении Тендера Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлен расчет баллов, присвоенных заявке победителя АО "Газпромнефть-Аэро", по критерию "Статус участника".
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Тендера Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности установлен в подпункте 2 пункте 2.2.1 Положения о закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункту 9.4 приложения N 4 Документации оценка заявок участников закупки осуществляется, в том числе, по критерию "Статус участника", при этом с целью присвоения баллов заявке участника закупки необходимо представить сертификат соответствия на продукцию, свидетельство представителя - свидетельство дилера, дистрибьютора, торгового представителя, письмо от производителя о наделении правами реализации выпускаемой продукции либо иной документ.
Оценка осуществляется следующим образом:
"Б1,i - оценка предпочтительности i-заявки по критерию "Статус участника" в балла:
5 баллов - производитель
2,5 балла - официальный дилер, представитель производителя, дистрибьютер
0 баллов - иная категория (посредник)".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что Заказчик неправомерно присвоено заявке одного из победителей закупки АО "Газпромнефть-Аэро" по критерию "Статус участника" 5 баллов, поскольку АО "Газпромнефть-Аэро" не является производителем предлагаемого к поставке товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок участников Тендера от 18.06.2020 N 1300-1000066346-8-к заявке АО "Газпромнефть-Аэро" по критерию "Статус участника" присвоено 5 баллов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что Заказчиком заявке АО "Газпромнефть Аэро" по критерию "Статус участника" присвоено 5 баллов, поскольку АО "Газпромнефть-Аэро" входит в группу компаний ПАО "Газпром нефть", при этом предприятие ПАО "Газпромнефть" является производителем товара по предмету закупки, что также подтверждается письмом от 22.05.2020 N ЗК ГНА-04/002662, представленным в составе заявки АО "Газпромнефть-Аэро".
Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, а также заявку АО "Газпромнефть-Аэро", пришла к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет баллов, присвоенных заявке АО "Газпромнефть-Аэро", по критерию "Статус участника", поскольку согласно указанному критерию оценки заявок 5 баллов присваивается участнику в случае, если такой участник является производителем предлагаемого к поставе товара.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, представленным в составе заявки АО "Газпромнефть-Аэро", производителем предлагаемого к поставке товара являются АО "Газпромнефть-Омский НПЗ", ПАО "Славнефть-Янос".
Учитывая изложенное, а также порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Статус участнику" заявке АО "Газпромнефть-Аэро" по указанному критерию должно было быть присвоено 2,5 балла.
При этом представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что АО "Газпромнефть-Аэро" является производителем предлагаемого к поставке товара по предмету закупки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу АО "Новоапорт-ГСМ" (ИНН: 7707530340; ОГРН: 1047796791998) от 29.06.2020 исх. N05-189-01/и-000279, направленную письмом Якутского УФАС России от 30.06.2020 N 02/2578, на действия (бездействие) заказчика АО "Авиакомпания Алроса" (ИНН: 1433000147, ОГРН: 1021400967092) при проведении тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку машин для перевозки персонала (извещение N 31908404787) обоснованной.
Признать АО "Авиакомпания Алроса" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 08.07.2020 N 223-ФЗ-513/20 не выдавать, поскольку 01.07.2020 по результатам проведения Тендера заключены договоры.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.07.2020 N 223-ФЗ-513/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июля 2020 г. N 223-ФЗ-513/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.07.2020