Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ФГУП "Охрана" Росгвардии на действия ФГУП "ГЦСС" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вооруженному сопровождению товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и/или документации Заказчика при их перевозке (транспортировке) Заказчиком для нужд филиала ФГУП ГЦСС - Управления почтовой связи по г. Москве и Московской области (реестровый N 32009165942) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с установленными требованиями в Закупочной документации, а также с допуском участника ООО ЧОП "Союз-М" к участию в процедуре и признанием его победителем.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Заявитель в своей жалобе оспаривает отсутствие в Закупочной документации требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок дополнительных лицензий, в том числе лицензий на допуск к государственной тайне и на перевозку опасных грузов.
В свою очередь, представитель Заказчика в жалобой Заявителя не согласился, пояснив, что необходимость установления указанного требования фактически отсутствует и Закупочная документация не предусматривает сопровождения перевозок грузов, для которого требуются специальные лицензии.
В рамках данной закупки не предусмотрена перевозка (транспортировка) ТМЦ и/или документации Заказчика, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной или иной охраняемой законом тайне, а также взрывчатых веществ и наркотических средств.
При этом к участникам Закупки предъявляются специальные требования на оказание услуг, предусмотренных процедурой: требует лицензия на осуществление частной охранной деятельности, предусматривающей право оказания услуг по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3, статьи 11 указанного закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в соответствии с п. 11 Информационной карты и Приложения N 1 к Информационной карте (раздел 2 документации о закупке в электронной форме)).
Иные соответствующие лицензии по вооруженному сопровождению товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и/или документации Заказчика при их перевозке (транспортировке) Заказчиком для нужд филиала ФГУП ГЦСС - Управления почтовой связи по г. Москве и Московской области не требуются.
В этой связи довод Заявителя о необоснованном допуске к участию и признанию победителем Закупки ООО ЧОП "Союз-М" Комиссия признает необоснованным.
Вместе с тем из материалов дела следует, что Заявитель подал заявку на участие в Закупке и также своей жалобе выражает несогласие с требованиями Закупочной документации.
При этом Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с части 11 статьи 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Также следует отметить, что нарушения при составлении Закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Закупочной документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких "нарушений" в Закупочной документации Заказчика Заявитель указал только после своего поражения в процедуре, что фактически является злоупотреблением правом.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.
Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, "действия в обход закона" с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке.
Аналогичного подхода придерживаются суды, например по делу N А40 255742/18 119-2427.
Таким образом, указанный довод жалобы Комиссия оставляет без рассмотрения.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП Охрана Росгвардии (ОГРН:1057747117724, ИНН:7719555477) на действия ФГУП ГЦСС (ОГРН:1027700041830, ИНН:7717043113) при проведении Закупки необоснованной в части допуска и признания победителем участника ООО ЧОП "Союз-М", в части оспаривания положений Закупочной документации - оставить без рассмотрения.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 29.06.2020 N 36817/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июля 2020 г. N 077/07/00-10741/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.07.2020