Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Организатор торгов) и ООО "ОФ "ПТК" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 22.06.2020 вх. N 23118-ЭП/20) ООО "ОФ "ПТК" на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку бензина и дизельного топлива (извещение N 32009191697), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
28 мая 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32009191697 о проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку бензина и дизельного топлива (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
71 229 480,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
28.05.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
16.06.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
19.06.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Сызранская, д.15 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "ОФ "ПТК" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ОФ "ПТК" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/19441/20 от 26.06.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/19441/20 от 26.06.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке N 195/2020-ЭА от 19.06.2020 заявка ООО "ОФ "ПТК" была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Заявка N 2 ООО "ОФ "ПТК" не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, а именно:
по товару "Дизельное топливо" - участником указано "климатические условия применения - Летнее, Межсезонное, Зимнее", в то же время участник указывает "Предельная температура фильтруемости: -36°С", что не соответствует требованиям инструкции, а именно п.3.2 "При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака ";", участник закупки указывает все перечисленные варианты значений (при использовании слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 участник закупки должен руководствоваться правилами предоставления конкретных показателей, изложенных в пунктах 1.1-1.14 настоящей инструкции). При этом Участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, для каждого из перечисленных вариантов значений показателей", таким образом в нарушение инструкции участником указан показатель только для одного вида топлива по климатическим условиям применения. Аналогично по показателю "кинематическая вязкость при 40°С 2,84 мм2/с". "общее загрязнение 5 мг/кг", и т.д;
по товару "Бензин тип 2" участник указывает "класс испаряемости А", вместе с этим указывает "давление насыщенных паров 67.2 кПа", что в соответствии с ГОСТ 32513-2013 значение данного показателя характеризует класс испаряемости В;
участником предоставлена копия информационного письма за подписью руководителя, удостоверенной печатью участника (при наличии) о наличии/отсутствии у Участника закупки связей, носящих характер аффилированности с руководством Заказчика и членами комиссии по закупкам, оформление которого не соответствует пп.15 п. 24 часть II информационной карты открытого аукциона в электронной форме;
участником не подтвержден идентификационный номер налогоплательщика предоставлением к форме 3 анкета участника закупки скан-образа оригинала идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 3.2.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из пп. 2 п. 24 Информационной карты, заявка на участие в аукционе должна содержать наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1).
Приложением N 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки, а также инструкция по заполнению Формы N 1 "Сведения по предлагаемым к поставке товарам" (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 3.2 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака ";", участник закупки указывает все перечисленные варианты значений (при использовании слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 участник закупки должен руководствоваться правилами предоставления конкретных показателей, изложенных в пунктах 1.1-1.14 настоящей инструкции). При этом участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, для каждого из перечисленных вариантов значений показателей.
На основании п. 5.4 Документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае, если:
сведения не соответствуют требованиям документации об аукционе;
участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.
Недостоверными признаются сведения, не соответствующие фактическим сведениям или сведения, изложенные в одном из документов, противоречат сведениям, изложенным в каком-либо документе входящим в состав заявки участника или в каком-либо ином источнике информации.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель ООО "ОФ "ПТК" в составе заявки на участие в Закупке представил показатели по товарам "Дизельное топливо" и "Бензин тип 2", не соответствующие требованиям Инструкции, а также установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 52368-2005; ГОСТ 32513-2013):
в соответствии с 4 разделом ГОСТ 52368-2005, дизельное топливо в зависимости от климатических условий применения делится на "летнее, межсезонное, зимнее". Данное положение было отражено заказчиком в приложении N 2 к Техническому заданию. Заказчик изложил требования к товару "По товару дизельное топливо установлено требование к показателю климатические условия применения: должно быть летнее; межсезонное; зимнее". В соответствии с Инструкцией: "3.2 При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака ";", участник закупки указывает все перечисленные варианты значений. При этом участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, для каждого из перечисленных вариантов значений показателей". Заявитель указал показатель "предельная температура фильтруемости -36°С", что в соответствии с ГОСТ 52368-2005 таблица 4 характеризует зимнее или арктическое топливо класса 2 или 3 или 4. Показателей "предельная температура фильтруемости" для летнего и межсезонного дизельного топлива, Заявителем в нарушение требований п. 3.2 Инструкции в составе заявки не представлено. Тоже самое касается показателей "кинематическая вязкость при 40°С" и "общее загрязнение";
по товару "Бензин тип 2" Заявитель в составе заявки указал "класс испаряемости А", вместе с тем указал "давление насыщенных паров 67.2 кПа". В соответствии с таблицей 2 - Испаряемость бензинов ГОСТ 32513-2013 значение данного показателя характеризует класс испаряемости В.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "ОФ "ПТК", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "ОФ "ПТК" в составе заявки на участие в Закупке представил Форму N 1, в которой в отношении товаров "Дизельное топливо" и "Бензин тип 2" указал значения показателей, не соответствующие требованиям Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "ОФ "ПТК" от участия в процедуре Закупки согласно п. 5.4 Документации.
Как следует из пп. 4 п. 24 Информационной карты, заявка на участие в аукционе должна содержать анкету участника закупки, содержащую сведения об участнике закупки, подавшем заявку: фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, местожительство (для физического лица), номер контактного телефона (по форме 2).
Документацией предусмотрена форма анкеты участника Закупки (далее - Форма N 2).
В соответствии с п. 2 Формы N 2 участнику необходимо указать сведения об учредителях (перечислить наименования и организационно-правовую форму или Ф.И.О. всех учредителей, чья доля в уставном капитале превышает 10%, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса).[i]
Согласно примечанию[i], установленному в п. 2 Формы N 2, идентификационный номер налогоплательщика подтверждается предоставлением к Форме N 2 (Анкета участника Закупки) скан-образа оригинала идентификационного номера налогоплательщика, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявителем ООО "ОФ "ПТК" не подтвержден идентификационный номер налогоплательщика предоставлением к Форме N 2 (Анкета участника Закупки) скан-образа оригинала идентификационного номера налогоплательщика, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, что не соответствовало требованиям Документации.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно п. 2 Формы N 2, а также примечанию, установленному п. 2 Формы N 2, требования о предоставлении участником Закупки в Форме N 2 сведений об учредителях и подтверждении идентификационного номера налогоплательщика предоставлением к Форме N 2 скан-образа оригинала идентификационного номера налогоплательщика, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса, установлены применительно к участникам закупок, проводимых путем конкурса, однако в соответствии с извещением о проведении Закупки, а также Документацией процедура Закупки проводится путем открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что требования п. 2 Формы N 2, а также примечания, установленного в п. 2 Формы N 2, не могли быть применены Закупочной комиссией Организатора торгов при рассмотрении заявок на участие в процедуре Закупки, проводимой путем открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из пп. 15 п. 24 Информационной карты, заявка на участие в аукционе должна содержать копию информационного письма за подписью руководителя, удостоверенной печатью участника (при наличии) о наличии/отсутствии у участника закупки связей, носящих характер аффилированности с руководством заказчика и членами комиссии по закупкам для нужд СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Комиссия) (далее - Письмо) за подписью руководителя, удостоверенное печатью участника. Письмо в обязательном порядке должно содержать следующие сведения:
"Настоящим письмом подтверждаем отсутствие аффилированности наименование Участника с работниками СПб ГУП "Горэлектротранс".
Под аффилированным лицом наименование Участника понимается любое физическое или юридическое лицо, которое имеет право определять решения и/или оказывать влияние на принимаемые наименование Участника решения, в том числе в силу сделки, совершенной в письменной форме, а также любое физическое или юридическое лицо, в отношении которого наименование Участника имеет такое право. Наименование Участника является аффилированным лицом если:
близкие родственники, супруг(а) руководителей наименование Участника и/или уполномоченного представителя наименование Участника обладают правом принимать решение о выборе победителя либо являются представителем заказчика в проводимых закупках;
наименование Участника и/или его работник оказывал заказчику экспертные, консультационные и/или иные услуги по подготовке проводимых закупок".
Представитель Организатора торгов отметила, что Заявителем ООО "ОФ "ПТК" в составе заявки предоставлена копия информационного письма за подписью руководителя, удостоверенной печатью участника (при наличии) о наличии/отсутствии у участника закупки связей, носящих характер аффилированности с руководством заказчика и членами комиссии по закупкам, оформление которого не соответствовало требованиям пп. 15 п. 24 Информационной карты.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "ОФ "ПТК", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "ОФ "ПТК" в составе заявки на участие в Закупке представил копию информационного письма за подписью руководителя, удостоверенной печатью участника (при наличии) о наличии/отсутствии у участника закупки связей, носящих характер аффилированности с руководством заказчика и членами комиссии по закупкам, в котором отсутствовал полный перечень сведений, предусмотренных условиями пп. 15 п. 24 Информационной карты, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "ОФ "ПТК" от участия в процедуре Закупки согласно п. 5.4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "ОФ "ПТК" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "ОФ "ПТК" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 22.06.2020 вх. N 23118-ЭП/20) ООО "ОФ "ПТК" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку бензина и дизельного топлива (извещение N 32009191697) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.07.2020