Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, руководитель управления П<..>, рассмотрев обращение жителя города Барнаула, а также материалы, представленные отделом контроля недобросовестной конкуренции и рекламы, о распространении в подъездах многоквартирного жилого дома рекламных материалов в непредназначенных местах,
УСТАНОВИЛ:
17 апреля 2020 года в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина Российской Федерации (вх.N205038) о незаконном размещении рекламных листовок компании АО "ЗапСибТранстелеком" в г.Барнауле по адресу: проспект Ленина, д.151В, 1 подъезд.
Заявитель указывает, что реклама размещена в непредназначенных для этого местах (щели дверей) и в больших количествах, при открытии двери с внутренней стороны, данные рекламные листовки падают на пол, при этом, согласия жильцов дома на размещение данной рекламы получено не было; в случае нарушения законодательства заявитель просит привлечь распространителя к ответственности.
Заявителем представлены фотоснимки рекламных листовок.
Антимонопольный орган, изучив содержание представленных заявителем листовок, установил, что посредством их до сведения потребителей (жильцов дома) доведена следующая информация:
"Тарифный план любопытный для тех, кто умеет считать интернет+тв до 100мбит/с, более 115 каналов 430 р.мес Подключение через вашего личного менеджера т.8-929399<..>..".
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимает информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Распространенная с использованием рассматриваемых листовок информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемым услугам, в частности услугам интернета, цифрового телевидения, формирует и поддерживает интерес к указанным объектам рекламирования и способствует продвижению их на рынке.
Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации
Согласно части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В связи с изложенным, при размещении рекламы (рекламных листовок) на общем имуществе жилого дома необходимо получение согласия собственников помещений.
На размещение и распространение в подъезде N1 жилого дома N 151В по проспекту Ленина рассматриваемой рекламы, как указывает заявитель, собственники помещений согласия не давали.
По информации, предоставленной ПАО "Мегафон", номер телефона 8-929399<..>, указанный в рекламе, выделен гр. К<..> Н.Л.
На запрос антимонопольного органа АО "Зап-СибТранстелеком" представлен договор на изготовление полиграфической продукции (в т.ч листовок), макет распространенной рекламной листовки, а также договор возмездного оказания услуг от 16 марта 2020 г. заключенный между гр.Л<..> В.Ю. и АО "Зап-СибТранстелеком".
Согласно данному договору "исполнитель" обязуется за вознаграждение оказывать следующие услуги, направленные на привлечение новых абонентом "заказчика":
-информирование потенциальных абонентов об услугах связи и тарифных планах заказчика;
- сбор заявлений о заключении договора от потенциальных абонентов для заключения договоров на оказание услуг и продажу оборудования;
- внесение полученных от потенциальных абонентов заявлений о заключении договора в электронную информационную систему заказчика.
Согласно п.п.2.1.3 "исполнитель" обязуется использовать только рекламные материалы, принадлежащие заказчику. "Исполнитель" не вправе использовать собственные рекламные материалы ( объявления, брошюры, листовки и прочее), касающиеся услуг связи "заказчика". Распространение рекламных материалов "исполнителем", для информирования потенциальных абонентов и/или действующих абонентов об услугах и тарифах заказчика, осуществляется только в специально отведенных местах (стенды информации, стенды объявлений, почтовые ящики).
Также АО "Зап-СибТранстелеком" представлены письменные пояснения Л<..> В.Ю., согласно которым, он является контрагентом по договору возмездного оказания услуг. В рамках выполнения работ, оказания услуг заказчику, Л<..> В.Ю. информировал потенциальных абонентов об условиях и тарифах заказчика по адресу: г.Барнаул, ул.Ленина, 151В, путем распространения листовок потенциальным абонентам заказчика для целей заключения договоров на услуги связи. Распространение листовок осуществлял по почтовым ящикам, доскам объявлений, в двери квартир жильцов, в иных местах жилого дома. Л<..>В.Ю. также сообщил, что 19.05.2020 г. собрал все листовки, расположенные вне специально отведенных местах.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу N 022/05/5-455/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2.Признать лицом, участвующим в деле:
-заявитель;
- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе - рекламораспространитель гр. Л<...> В.Ю.
Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица АО "Зап-СибТранстелеком" (ИНН 5407205145).
3.Назначить дело N 022/05/5-455/2020 к рассмотрению на 25 июня 2020 г. в 09 часов 30 минут по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 81 (1 этаж).
При участии представителя при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), доверенность. В случае неявки представителей сторон в указанное время, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Правилами.
4. Л<..> В.Ю. в срок до 23 июня 2020 года представить в адрес управления следующие сведения и материалы, с приложением подтверждающих документов:
сведения о количестве распространенных рекламных листовок;
сведения об адресах распространения рассматриваемых рекламных листовок;
согласие собственников помещений на распространение в подъездах жилого дома N 151В по проспекту Ленина рассматриваемой рекламы,
договор об оказании услуг связи (инфокарта абонента) на телефонный номер 8929399<..>
иные документы и материалы, а также отзыв на определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
Запрошенную информацию необходимо направить по электронной почте to22@fas.gov.ru, с последующим подтверждением по Почте России.
Примечание: непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, а равно представление их в неполном объеме или искаженном виде, влечет административную ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии С.С. П<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 июня 2020 г. N 022/05/5-455/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2020