Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России.
Члены Комиссии:
Лазебный А.Ю. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Дзыба А.З. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Рассмотрев жалобу ООО "Экопол" на действия ООО "РН-Ставропольнефтегаз" организатора закупки N32009256782, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
У С Т А Н О В И Л А:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Экопол" на действия ООО "РН-Ставропольнефтегаз" организатора закупки N32009256782.
Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно на установление в закупочной документации требований, противоречащих Положению о закупках заказчика.
Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Извещением N32009256782 ООО "РН-Ставропольнефтегаз" объявило о проведении закупочной процедуры на право заключения договора с предметом "Сбор, транспортировка и дальнейшее обращение с оборудованием и материалами, содержащими природные радионуклиды"
Согласно представленной информации, закупка находится в стадии подачи заявок.
Изучив доводы жалобы об установлении в закупочной документации требований, противоречащих Положению о закупках заказчика, Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 3.2. Блока 2 "Информационная карта" закупочной документации установлено, что участник закупки должен обладать опытом выполнения работ по обращению с радиоактивными веществами в соответствии с предметом закупки не менее одного исполненного договора за последние три года (2017,2018,2019).
Пунктом 10.4.2.2 Положения Компании о закупке товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019, Заказчик в зависимости от предмета и специфики закупки устанавливает специальные требования, которым должен соответствовать Участник закупки и которые подтверждают возможность своевременно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии: разрешений (лицензий, свидетельств о допуске и т.д.), опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, материально- производственных ресурсов, трудовых ресурсов и уровня их квалификации, иных измеряемых требований.
Положение о закупках содержит возможность установления требования к претендентам об опыте выполнения работ, в то же время нормы Положения не указывают на возможность установления временных периодов, в которых претендент должен был получить опыт выполнения аналогичных работ, который претендент должен подтвердить.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что Заказчиком в нарушение требований части 6 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в закупочной документации было установлено требование о предоставлении опыта выполнения работ за определенный период.
В своих пояснениях заказчик указал на то, что требование о предоставлении опыта выполнения аналогичных работ за 2017, 2018 и 2019 года, установлено в целях обеспечения гарантий надлежащего и качественного оказания услуг.
Комиссией Ставропольского УФАС России отмечено, что установленное заказчиком квалификационное требование существенным образом может отсечь потенциальных претендентов на участие лишь по причине отсутствия у них опыта исполнения обязательств в 2017,2018 и 2019 годах, аналогичного предмету Закупки.
Так же отмечено, что в соответствии с позицией ФАС России наличие у участников Закупки опыта выполнения договоров не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору.
В целях защиты Заказчика от лица, ненадлежащим образом исполняющего свои обязательства, законодателем введен институт публично-правовой ответственности в виде включения сведений о таких лицах в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В рассматриваемом случае, установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры не означает, что реализация данного права может осуществляться произвольно.
Таким образом, требование о подтверждении опыта выполнения работ за определенный промежуток времени (3 года) направлено на исключение неблагонадежных поставщиков, не может быть принято как обстоятельство, ввиду которого возможно отступление от требований Положения о Закупках общества.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив материалы настоящего дела, пришла к выводу о том, что заказчик - ООО "РН-Ставропольнефтегаз" организатор закупки N32009256782 допустил нарушение части 6 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что выразилось в установлении закупочной документации требований, установлении которых не предусмотрено Положением о закупках общества.
Согласно пункта 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия антимонопольного органа выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Ввиду того, что в действиях заказчика установлен факт нарушения порядка организации и проведения торгов, и в настоящее время договор по итогам рассматриваемой процедуры не заключен, Комиссия Ставропольского УФАС России считает необходимым выдать ООО "РН-Ставропольнефтегаз" обязательное для исполнение предписание направленное на устранение допущенных нарушений положений Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении закупочной процедуры.
Руководствуясь частями 18, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Экопол" на действия ООО "РН-Ставропольнефтегаз" организатора закупки N32009256782 - обоснованной.
2. Выдать организатору торгов ООО "РН-Ставропольнефтегаз", обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений допущенных в ходе процедуры проведения торгов, а именно:
1) Привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупочную документацию, а именно исключить из закупочной документации требование, не предусмотренное положением о закупках, в частности требование о подтверждении опыта выполнения работ за определенный период.
2) Продлить сроки подачи/приема заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3) При внесении изменений в закупочную документацию, учесть замечания указанные в настоящем Решении.
4) Срок исполнения предписания - 10 дней с даты получения копии настоящего Решения и Предписания N5 от 02.07.2020 года.
Председатель Комиссии: Д.Н. Сапунов
Члены комиссии: А.Ю. Лазебный
А.З. Дзыба
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить Предписание антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 июля 2006 г. N 026/07/3-1494/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.07.2020