Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика: <_> - [должностное лицо] (доверенность N17 от 20.12.2019 г.), представителя заявителя ООО "ЭКОЭНЕРГО" - <_> - [должностное лицо] (доверенность N48 от 30.12.2019 г.), рассмотрев жалобу (вх.8132/ж от 10.06.2020 г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" при проведении закупки N 32009219901 на предмет: "Поставка химических реагентов и ингибитора накипеобразования" (2384292),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки N32009219901 размещено в Единой информационной системе 06.06.2020 года.
Способ проведения закупки: Открытый запрос предложений (в электронной форме).
Заказчик - АО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 217 700,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства, а именно, а именно, неправомерны требования Заказчика об установлении запрета на поставку аналогов (эквивалениа) химических реагентов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Альметьевские тепловые сети" (далее - Положение), утвержденным Протоколом заседания Совета директоров АО "АПТС" N9 от 01.05.2019 г., а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, а именно:
- описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями части 6.1 статьи Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка химических реагентов.
В соответствии с требованиями раздела 2.7 "Установление требований к продукции" Положения пунктом 2.7.3. предусмотрено, что Заказчик вправе не указывать слова "или аналог" ("или эквивалент") в следубщих случаях:
2.7.3.1. при закупке запасных частей или расходных материалов для оборудования,находящегося на гарантии, и если использование именно таких запасных частей или расходных материалов предусмотрено условиями гарантии, конструкторской и проектной документацией, технической эксплуатационной документацией завода изготовителя;
2.7.3.2. при закупке товаров, являющегося составной частью товара, закупленного ранее и используемого заказчиком;
2.7.3.3. если закупаемые товары являются серийно выпускаемыми несколькими производителями однотипных товаров;
2.7.3.4. если при закупке товаров конкретной марки, конкретного товарного знака, конкретной страны происхождения товара существует функционирующий рынок;
2.7.3.5. если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми заказчиком, и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков, при этом обоснование такого решения указывается в документации процедуры закупки;
2.7.3.6. в случаях стандартизации (унификации) закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг, определенных распорядительными документами Общества, при этом ссылки на такие документы указываются в документации процедуры закупки.
Собственником тепловых энергоустановок, для которых производится закупка химических реагентов является ПАО "Татнефть". Согласно договору возмездного оказания услуг N0002/316/51 от 31.01.2020 г. на эксплуатацию тепловых энергоустановок (далее - Договор) заключенному между ПАО "Татнефть" и АО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" (далее - исполнитель), исполнитель обязуется своевременно, квалифицированно и качественно оказать услуги по эксплуатации тепловых энергоустановок. Список ТЭУ в отношении которых оказываются услуги, приведен в заключенном договоре.
Согласно техническому заданию заказчика, к поставке, в рамках данной закупки предусмотрены следующие химические реагенты:
Вид и объем выполняемых работ: |
Поставка химических реагентов для химводоподготовки питательной воды до складов "Заказчика" по адресам: - РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, районная котельная N 1; - РТ, Альметьевский район, поселок Полянка, котельная "Полянская". Гидрохим 140 - 15 400 кг; Гидрохим 170 - 19 600 кг; Гидрохим 170/2 - 400 кг; Гидрохим 520 - 6 100 кг; Гидрохим 530 - 6 000 кг; Гидрохим 620 - 2 500 кг; Реагент Композиция ККФ-1 - 1 300 кг; Двухкомпонентный реагент Композиция ККФ-3 - 1 500 кг, в том числе: Раствор N 1 - 750 кг, Раствор N 2 - 750 кг. |
Согласно Режимной карте по эксплуатации водоподготовительной установки, котельной "Полянская", Режимной карте по эксплуатации водоподготовительной установки, котельной "Мельничная", Режимной карте по эксплуатации водоподготовительной установки Блок ХВП N2 месторождение "Михайловское" предусмотрено обязательное использование для данных объектов химического реагента Гидрохим, в связи, с чем и обусловлено его приобретение.
Таким образом, в соответствии с условиями договора N0002/316/51 от 31.01.2020 г. в целях исполнения АО "АПТС" обязательств по заключенному договору с ПАО "Татнефть", а также ввиду указания на обязательное использование в режимных картах к объектам, для которых приобретаются данные химические реагенты - реагента Гидрохим, заказчик проводит закупку в электронной форме на поставку химического реагента Гидрохим.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России заказчик пояснил, что установление химического реагента Композиция ККФ-3 в составе аукционной документации продиктован тем, что согласно акту осмотра внутренней поверхности подающего трубопровода распределительной сети системы теплоснабжения районной котельной N1 (ул. Островского, 1/19), принадлежащей АО "АПТС" на праве собственности, установлено, что используемый ранее в данной котельной химический реагент Эктоскейл 450-1 (производства ООО "Экоэнерго") не обеспечивает защиту системы от отложений и коррозии.
Кроме того, данным актом осмотра было установлено, что внутренняя поверхность трубопровода покрыта бугристыми отложениями толщиной 3-6 мм; примыкающий к металлу слой отложений имеет черный цвет, внешний слой - коричневого цвета. В лабораторных условиях методом электрохимического травления образец трубопровода был очищен от отложений. Под слоем отложений выявлена сплошная язвенная коррозия металла, глубина язв 2-3 мм. Процесс коррозии протекал в несколько этапов. На первом этапе коррозия протекала по обычному механизму язвенной коррозии на сравнительно небольших по площади участках поверхности металла, затем коррозия локализовалась в виде узкой полосы по периметру имеющихся язв и внешне проявляется как "селективное вытравливание" с образованием в металле полостей различной глубины и конфигурации. Ввиду вышеизложенного применение реагента Экзоскейл 450-1 нецелесообразно.
После проведения осмотра, была произведена замена реагента на реагент - Композиция ККФ-3, который показал свою эффективность. Таким образом, ввиду возможного нанесения вреда дорогостоящему теплотехническому оборудованию аналоги двухкомпонентного реагента Композиция ККФ-3 - 1 не рассматриваются.
В соответствии с аб.9 п. 10 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением федерального закона от 8.07.2011 N223-ФЗ, утвержденного Президиумом верховного суда РФ 16.05.2018 г. указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установление заказчиком требований к химическим элементам в части указания их конкретного наименования, не противоречит действующему законодательству. Кроме того, любой участник закупки имеет возможность поставки товара определенного наименования. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупок.
Кроме этого, Комиссия отмечает, что заявителем не было представлено каких-либо доказательств того, что поставляемая ООО "Экоэнерго" продукция полностью соответствует всем физико-химическим свойствам, а также функциональным, техническим, качественным, требованиям указанных в техническом задании.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭКОЭНЕРГО" (вх.8132/ж от 10.06.2020 г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" при проведении закупки N 32009219901 на предмет: "Поставка химических реагентов и ингибитора накипеобразования" (2384292), необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30 июня 2020 г. N 016/07/3-1083/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.06.2020