Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, рассмотрев обращение физического лица,
установил:
В Волгоградское УФАС России поступило в порядке передачи по подведомственности, предусмотренном ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", из Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области (исх. N06-08-10802-20 от 22.04.2020), куда перенаправленное из Прокуратуры Волгограда (исх. N 9-77-2020 от 15.04.202), обращение физического лица с жалобой, в том числе, на недостоверную рекламу окон компании "Заводские окна" (вх. N 4000 от 27.04.2020).
Как указал заявитель, он увидел по волгоградскому телевидению рекламу окон за 5000 рублей, которые можно было приобрести в ТЦ "Стройград". Заявителем был совершен звонок с целью уточнения полной стоимости оконных изделий по указанной акции на необходимую площадь в 6 кв. м. Сотрудники компании "Заводские окна" сообщили, что приблизительная стоимость окон на данную площадь - 30 т.р., после чего заявитель был записан на замер окон 26 марта 2020 года.
Выполнив все работы по замеру окон и, подписав договор, заявителем 26 марта была отдана сумма в размере 20 т.р. После чего через несколько часов в этот же день сотрудники компании "Заводские окна" по телефону сообщили, что общая сумма оконных изделий будет составлять 99 т.р.
По прибытии заявителя в офис компании с целью расторжения договора, сотрудниками "Заводские окна" было указано, что деньги ему возвращены не будут, также у заявителя забрали договор, заключенный между компанией "Заводские окна" и заявителем. Отказ возврата денег был мотивирован готовностью окон к установке, в то время, как указано заявителем, им даже не был обговорен цвет окон, а также конечная сумма заказа.
Сотрудниками "Заводские окна" была изменена смета на выполнение работ на сумму 59 т.р., однако договор так и не был возвращен заявителю. На руки заявителю отдали лишь Приложение N 1 к договору от 26.03.2020 N77-740-0320 (спецификация от 26.03.2020). Копия данной сметы на общую сумму 79 900 руб. приложена к заявлению. Указано три окна общей площадью 5,37 кв. м со следующими размерами 1100*1450, 1450*1450, 950*880.
В ходе рассмотрения заявления сотрудниками Волгоградского УФАС России был направлен запрос о представлении информации в адрес Филиала ФГУП "ВГТРК" ГТРК "Волгоград-ТРВ", а также ООО "Регион Медиа" (Филиал "Регион Медиа "Волгоград" ООО "Регион Медиа") (исх. N02-3/2902 от 28.04.2020, N 02-3/2901 от 28.04.2020) относительно распространения на местном волгоградском телевидении в региональном блоке рекламы роликов об акции компании ООО "Заводские окна" в период март - апрель 2020 года (каналы "Россия-1", "Волгоград-24" и "Россия-24" и др.); а также документов, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, переписка и т.д.).
В ответ на указанные запросы от Филиала ФГУП "ВГТРК" ГТРК "Волгоград-ТРВ" поступила информация (вх. N 4155 от 29.04.2020) о том, что указанной компанией не заключены договоры и не оказываются услуги по размещению рекламы компании ООО "Заводские окна".
От филиала "Регион Медиа "Волгоград" ООО "Регион Медиа" на запрос поступила информация (вх. N 4580 от 15.05.2020), согласно которой рекламодателем запрашиваемой рекламы по договору NРРМ-190315-0003ВЛГ от 15.03.2020 является ООО "Заводские окна" (ОГРН: 1183443018021, дата присвоения ОГРН: 31.10.2018, ИНН: 3459077300, КПП: 345901001, адрес: пр. им. В.И. Ленина, д. 65К, оф. 1, этаж. 3, Волгоград, 400078).
Также было указано, что спорная реклама размещалась в региональном эфире телеканалов "Первый канал", "Россия-1", "Телекомпания НТВ", "Петербург - 5 канал", "ТВ ЦЕНТР-Москва", ЭСМИ "Домашний", "Национальная телевизионная компания ЗВЕЗДА" в период с 1 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года.
К ответу на запрос была приложена видеозапись спорной рекламы со следующим аудиотекстом: "Окно с энергосбережением за 5000 рублей в рассрочку на 2 года без первого взноса и переплат заводские окна в каждый дом Волжский 207777 Волгоград 598888". Видеоролик рекламы сопровождается изображением, содержащим следующий текст: "Окно с энергосбережением за 5000 руб. Период акции с 01.04.2019 по 30.04.2020. Акция окно с энергосбережением за 5000 рублей в рассрочку на два года без первого взноса и переплат". Далее следует смена изображения с текстом: "Заводские окна (логотипы КВЕ REHAU brusbox) Волжский (8443)20-7777 пр. Ленина 75 Волгоград (8442) 59-8888 ТЦ "Стройград" 3 эт. Рассрочка предоставляется ООО "Заводские окна". Подробности по телефонам (8443)20-77-77, (8442) 59-88-88. Неограниченные полимерные решения".
Размер стандартного окна составляет 1420*1450, что по площади составляет около 2 кв.м. Площадь заказанных заявителем окон около 5,5 кв. м. Соответственно исходя из рекламируемой стоимости окон общая стоимость заказа примерно должна была составить (5,5/3)* 5 000 рублей = примерно 9 200 рублей. Исходя из спецификации стоимость окон (даже с учетом якобы примененной скидки) составила 79 900 рублей, что в 8,7 раза превышает цену за окно, указанную в спорной рекламе.
Таким образом, содержание рекламного ролика в части указания стоимости товара разительно отличается от фактической итоговой стоимости оконных изделий, реализуемых в период распространения рекламы ООО "Заводские окна".
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания;
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
Объектом рекламирования выступают оконные изделия, реализуемые ООО "Заводские окна".
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В спорной рекламе указана информация о стоимости оконного изделия в 5000 рублей, в то время как фактическая, реальная стоимость товара почти в 9 раз превышает заявленную.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе. Недостоверная информация о стоимости или цене товара.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Волгоградским УФАС установлено, что рекламодателем спорной рекламы является ООО "Заводские окна" (ОГРН: 1183443018021, дата присвоения ОГРН: 31.10.2018, ИНН: 3459077300, КПП: 345901001, адрес: пр. им. В.И. Ленина, д. 65К, оф. 1, этаж. 3, Волгоград, 400078).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 034/05/5-486/2020 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. Лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "Заводские окна" (ОГРН: 1183443018021, дата присвоения ОГРН: 31.10.2018, ИНН: 3459077300, КПП: 345901001, адрес: пр. им. В.И. Ленина, д. 65К, оф. 1, этаж. 3, Волгоград, 400078);
2.2. Лица, обладающие информацией о рассматриваемых обстоятельствах - Прокуратура Волгограда, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области;
2.2. Заявитель - физическое лицо, от которого поступило заявление (вх. N 4000 от 27.04.2020).
3. Назначить дело N 034/05/5-486/2020 к рассмотрению на __ _______ 2020 года в ___ часов ___ минут (МСК+1) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).
4. ООО "Заводские окна" представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов;
4.2. Сведения о периоде и территории распространения рассматриваемой рекламы с приложением подтверждающих документов;
4.3. Сведения о количестве всех заключенных договоров ООО "Заводские окна" с потребителями на реализацию оконных изделий (с приложением доказательств) в период с 01.04.2019 по 01.05.2020;
4.4. Сведения о количестве всех заключенных договоров ООО "Заводские окна" с потребителями на реализацию оконных изделий по цене 5000, указанной в спорной рекламе, в период с 01.04.2019 по 01.05.2020;
4.5. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
5. Управлению Роспотребнадзора по Волгоградской области представить на заседание Комиссии следующую информацию:
5.1. Информацию о результатах рассмотрения указанного обращения физического лица;
5.2. Информацию о количестве поступивших в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области обращений граждан относительно действий ООО "Заводские окна", связанных с нарушением прав потребителей, в период с 2019 года по истекший период 2020 года, а также о результатах рассмотрения указанных обращений Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, в том числе количестве перенаправленных в правоохранительные органы обращений;
5.3. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой представить в рамках рассматриваемых обстоятельств.
6. Прокуратуре Волгограда следующую информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
6.1. информацию о результатах рассмотрения указанного обращения физического лица;
6.2. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой представить в рамках рассматриваемых обстоятельств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 22 мая 2020 г. N 034/05/5-486/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2020