Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
руководитель управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 027/05/5-574/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Порт" ненадлежащей рекламы с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе",
в отсутствие ООО "Порт", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 30 апреля 2020 года отслежена наружная реклама следующего содержания: "Дун Бэй Доставка китайской кухни 666-866 пер. Гражданский, 7 100 м", распространяемая по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 1 (рекламная конструкция N 56).
Частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама направлена на привлечение внимания потребителя к продаже блюд китайской кухни дистанционным способом продажи по указанному в рекламе телефону доставки.
В силу части 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во- первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара или сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная реклама знакомит покупателя с описанием товара исключая возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении потребителя приобрести товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемая реклама не содержат сведений о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, либо сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.
Ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель (части 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе").
Установлено, что рекламодателем, одновременно выступившем в качестве рекламораспространителя, является ООО "Порт" (ИНН 2723203535, место нахождения: 680023, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 100).
Данный факт подтверждается договором аренды рекламной конструкции N 27/20 от 16.03.2020, заключенным между ООО "Элит" и ООО "Порт", приложением N 1 к данному о передаче в аренду поверхностей рекламных конструкций.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Дун Бэй Доставка китайской кухни 666-866 пер. Гражданский, 7 100 м", распространенную ООО "Порт" по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 1, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Порт" не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
руководитель управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 027/05/5-574/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Порт" ненадлежащей рекламы с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе",
в отсутствие ООО "Порт", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 30 апреля 2020 года отслежена наружная реклама следующего содержания: "Дун Бэй Доставка китайской кухни 666-866 пер. Гражданский, 7 100 м", распространяемая по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 1 (рекламная конструкция N 56).
Частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама направлена на привлечение внимания потребителя к продаже блюд китайской кухни дистанционным способом продажи по указанному в рекламе телефону доставки.
В силу части 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во- первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара или сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная реклама знакомит покупателя с описанием товара исключая возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении потребителя приобрести товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемая реклама не содержат сведений о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, либо сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.
Ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель (части 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе").
Установлено, что рекламодателем, одновременно выступившем в качестве рекламораспространителя, является ООО "Порт" (ИНН 2723203535, место нахождения: 680023, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 100).
Данный факт подтверждается договором аренды рекламной конструкции N 27/20 от 16.03.2020, заключенным между ООО "Элит" и ООО "Порт", приложением N 1 к данному о передаче в аренду поверхностей рекламных конструкций.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Дун Бэй Доставка китайской кухни 666-866 пер. Гражданский, 7 100 м", распространенную ООО "Порт" по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 1, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Порт" не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 июня 2020 г. N 027/05/8-574/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.06.2020