В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) поступило заявление по факту размещения рекламы аудио-курсов английского языка для начинающих "Лучшие аудио-курсы английского языка" на Интернет-ресурсе Информационного агентства "МедиаПоток".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена на Интернет-ресурсе Информационного агентства "МедиаПоток", адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются аудио-курсы английского языка.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 Постановления, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе используется утверждение "Лучшие аудио-курсы английского языка", следовательно, в рассматриваемой рекламе при использовании сравнительной характеристики объекта рекламирования должно производиться указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствует критерий, на основании которого аудио-курсы признаны лучшими, что нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Из письменных пояснений ООО "", стало известно, что разрабатывалось, утверждалось и было изготовлено вышеуказанное рекламное сообщение ООО "" 10.02.2020.
ООО "" в письменных пояснениях указало, что между ООО "" и ООО "" заключен договор на оказание информационных услуг. Вышеуказанная реклама была размещена на основании акта на размещение информационных материалов на портале ИА, где ООО "" является исполнителем, а ООО "" заказчиком.
Информационный материал ООО "" был предоставлен ООО "" в соответствии с условиями договора о размещении информационных материалов. Заказ согласован сторонами в текущем году в форме заявки, направленной ООО "" в электронном порядке.
ООО "" на основании договора с ООО "" осуществляет действия по размещению готовых информационных материалов заказчика, а также у ООО "" отсутствуют права на изменение, корректировку поступившего информационного материала.
В письменных пояснениях ООО "" указывает, что общество использует программный комплекс Miralinks, размещенный по сетевому адресу, в том числе для заключения договоров на оказание услуг с распространителями рекламных материалов в сети Интернет в России для клиентов-пользователей указанного сервиса.
Рекламная статья "Лучшие аудио-курсы английского языка", произведенная пользователем ООО "" (под именем oxana28), прошла на сайте автоматическую проверку, модерацию и принятие в системе для размещения на конечной площадке, при этом, статья проверяется только на уникальность (заимствования других источников), рекламные материалы не проверяются сайтом на наличие нарушений законодательства о рекламе. Далее, после проверки сайтом, статья становится готовой к публикации пользователем. В завершении статья публикуется на стороннем сайте (в данном случае на сайте ИА), после чего происходит автоматическая оплата статьи.
Вместе с тем, ООО "" не отрицает наличие признаков нарушения законодательства о рекламе в статье "Лучшие аудио-курсы английского языка".
Период размещения статьи - бессрочный.
Таким образом, реклама аудио-курсов английского языка для начинающих "Лучшие аудио-курсы английского языка" на Интернет-ресурсе Информационного агентства "" содержит нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Рассматриваемая реклама распространялась на Интернет-ресурсе "", следовательно, ООО "" является рекламораспространителем, ООО "" - рекламопроизводителем, а ООО "" рекламодателем рассматриваемой рекламы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении распространения рассматриваемой рекламы с нарушением законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу аудио-курсов английского языка для начинающих "Лучшие аудио-курсы английского языка" на Интернет-ресурсе Информационного агентства "" ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 мая 2020 г. N 012/05/5-250/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2020