Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии:
директора КОГКУ ЦЗН города Кирова, действует на основании Устава,
представителя КОГКУ ЦЗН города Кирова по доверенности,
директора АНО ДПО УПЦ "Образование",
рассмотрев материалы КОГКУ ЦЗН города Кирова (далее по тексту - Заказчик) о включении сведений об АНО ДПО УПЦ "Образование" (далее по тексту - Участник) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
05.02.2020 г. в Кировское УФАС России на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) от КОГКУ ЦЗН города Кирова поступили сведения об уклонении АНО ДПО УПЦ "Образование" от заключения государственного контракта на оказание услуг по организации профессиональной переподготовки безработных граждан по профессии "Кондитер" (извещение N 0340200003319018237).
В соответствии с ч. 6 ст. 104 Закона о контрактной системе рассмотрение данного материала назначено на 12.02.2020 г.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В соответствии с ч.7 ст.104 Закона о контрактной системе, в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, уполномоченный, на осуществление контроля в сфере размещения заказов, федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.
В связи с отсутствием документов, свидетельствующих об отказе участника закупки от заключения контракта, комиссия Кировского УФАС России проводит проверку факта уклонения Участника от заключения контракта.
Представители Заказчика дали пояснения по факту уклонения от подписания контракта, и что с данным Участником уже есть заключенные контракты, которые исполнены или находятся в стадии исполнения, претензий к данному Участнику, как исполнителю контрактов нет, поэтому на включении в реестр не настаивают.
Представитель Участника просила в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать, пояснив, что Общество не имело намерения уклониться от подписания контракта, так как не знало, что было признано победителем аукциона после отклонения участника, предложившего наименьшую цену, как несоответствующего требованиям, установленным документацией.
В результате осуществления проверки факта уклонения Участника от заключения контракта, установлено следующее.
25.12.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru/ размещено извещение N 0340200003319018237 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации профессиональной переподготовки безработных граждан по профессии "Кондитер".
Дата начала подачи заявок - 25.12.2019 года; дата и время окончания подачи заявок - 20.01.2020 г. в 09:00. Начальная (максимальная) цена контракта (договора) - 102000,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0340200003319018237 от 27.01.2020 года по данной закупке, Участник признан победителем аукциона с ценой контракта 39780,00 рублей.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов, заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
29.01.2020 оператор электронной площадки разместил направленный Заказчиком проект контракта для его подписания победителем закупки.
В силу ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Регламентированный срок для подписания контракта - 03.02.2020 года 23:59.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается Заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В установленный законодательством срок контракт победителем подписан не был и Заказчик протоколом уклонения победителя от заключения Государственного контракта от 04.02.2020 года признал Участника уклонившимся от заключения контракта на основании части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Участник 22.01.2020 участвовал в трех аукционах "Кондитер" (подготовка), "Кондитер" (переподготовка), "Повар" (подготовка). По двум аукционам: "Кондитер" (подготовка) и "Повар" (подготовка), Участником была предложена лучшая цена, и он вышел победителем, контракты были подписаны в установленный срок. В аукционе "Кондитер" (переподготовка) более низкую цену предложил другой участник, поэтому, когда на электронную почту пришло уведомление о подписании контракта по закупке "Кондитер" (переподготовка), Участник решил, что все контракты им уже подписаны ранее. С ситуацией, когда в закупке участник, предложивший лучшую цену, мог быть отклонен по какой-либо причине, Общество не сталкивалось, поэтому не ожидало, что выйдет победителем занимая второе место. В результате контракт "Кондитер" (переподготовка) остался не подписанным.
Кроме того, с данным Заказчиком Участником заключено 7 государственных контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения, претензий по исполнению данных контрактов от Заказчика не поступало
Какая-либо информация и документы, указывающие на умышленное уклонение Участника от заключения контракта, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и информацию, свидетельствующую об отсутствии в действиях Участника вины и умысла, комиссия Кировского УФАС России считает факт уклонения АНО ДПО УПЦ "Образование" от заключения контракта на оказание услуг по организации профессиональной переподготовки безработных граждан по профессии "Кондитер" неподтвержденным, т.к. не было установлено совершения целенаправленных (умышленных) действий или бездействий Участника в целях уклонения от подписания государственного контракта.
Руководствуясь ч. 7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГКУ ЦЗН города Кирова об уклонении АНО ДПО УПЦ "Образование" от заключения контракта на оказание услуг по организации профессиональной переподготовки безработных граждан по профессии "Кондитер" (извещение N 0340200003319018237), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч.11 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии И.Н.Фуфачева
Члены комиссии В.В. Гетьман
А.И.Созинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 февраля 2020 г. N РНП-043/06/104-102/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.02.2020